Комиссарское тело это
Расшифровка Вишневский. «Оптимистическая трагедия»
Как писатель с пистолетом сочинил трагедию и почему она осталась единственной в советской литературе
«Рев, подавляющий мощью и скорбью дочеловеческие всплески вод, рождающих первую тварь. И первые стремительные взрывы могучего восторга от прихода жизни, восторга, теснящего дыхание и обжигающего. И первое оцепенение перед первой смертью. История, текущая, как Стикс. Испарение всех тел. Шум человеческих тысячелетий. Тоскливый вопль „зачем“. Неистовые искания ответов».
Этот непривычный по языку и по пафосу для советских годов текст — начало пьесы «Оптимистическая трагедия» советского драматурга Всеволода Вишневского. Это одна из самых известных его пьес, ставшая советской классикой, и вообще один из самых известных советских текстов. В 1963 году по ней был снят знаменитый фильм с Вячеславом Тихоновым.
Но поразительна одна вещь: по большому счету это единственный советский драматический текст, который обозначен как трагедия. Больше в советской культуре известных трагедий нет. И я попытаюсь сейчас рассказать, почему так случилось, почему так сложно было в советской культуре написать трагедию.
Уже из того отрывка, который я процитировал, понятно, что речь там идет о жизни и о смерти. Вообще, у советских людей и советской культуры была определенная проблема: им было тяжело и непривычно говорить о смерти, несмотря на то что на протяжении всей советской истории смерть, , была рядом с людьми. Она происходила в совершенно разных вариантах — это были и смерть на войне, и смерть от болезней и голода, и смерть в лагере, и расстрел и так далее.
Всеволод Вишневский между тем сам видел смерть часто и близко. Он был пулеметчиком в Волжской военной флотилии и плавал на корабле «Ваня-коммунист». Потом он был пулеметчиком на бронепоезде, который входил в состав Первой конной армии. И вообще вся его карьера была связана с войной и с армией.
В смысле он изобрел уникальный гибрид — оставаясь военным, стал достаточно влиятельным литератором. При этом сложно судить, насколько эти вещи взаимосвязаны, то есть в какой мере ему помогал его художественный талант, а в какой мере ему помогала совершенно невозможная для гражданских литераторов военная напористость. В частности, известно, что, когда он читал свои пьесы, он мог вскочить на стул или на стол и в сцене, где нужно было стрелять во врага, достать свой настоящий табельный пистолет и целиться в зал. Не знаю, насколько люди, сидящие в зале, готовы были после этого критиковать его текст.
Также с точки зрения самоописания интересно письмо, написанное Вишневским Ворошилову, с которым они были знакомы и который был патроном Вишневского. В этом письме Вишневский описывал себя как «военизатора» литературы и театра и отчитывался о том, как идет дело военизации.
Идею написать такую пафосную трагедию Вишневский вынашивал достаточно давно. Вот один из его газетных текстов начала :
«…А в какую можно переделать трагедию вот эти цифры: Россия за три с половиной года войны изготовила и в большей части израсходовала 17 миллионов малых лопат, 6 миллионов больших, 49,6 миллиона пудов колючей проволоки, 167,3 миллиона земляных брустверных мешков, 20,5 — капсюлей, 557 144 полевых телефона, 898 542 версты телефонного кабеля, 4 миллиарда ружейных патронов, 72 742 000 орудийных снарядов».
Это язык военных отчетов, который Вишневский использовал и в котором видел потенциал для настоящей трагедии. Более того, он использовал этот прием в одной из самых знаменитых сцен, которая вышла из-под его пера. В финале пьесы «Последний решительный» старшина, умирая, выхватывает уголь и пишет на стене «162 000 000 минус 27, нижняя черта и 161 999 973» — и умирает. 162 миллиона — это население Советского Союза, минус 27 погибших. То есть это трагизм в цифрах.
Такое обращение к рациональному было не случайно, потому что главный конфликт пьесы «Оптимистическая трагедия» — это конфликт между стихийным и сознательным. Это разделение, которое хорошо осознавали марксистские идеологи. Собственно говоря, вся советская культура была примерно про то, каким образом можно преодолеть стихийное и создать рациональное государство.
Сейчас, когда Советский Союз перестал существовать, курсы диалектического материализма больше ничего не значат, и более того, мы вспоминаем о них как о пустой схоластике. Но в 1930 году вера в то, что марксизм — это настоящая наука, была достаточно сильна. И в этом смысле советское государственное строительство воспринималось как строительство научное. Это был в необычайной степени рациональный проект. Считалось, что марксизм в состоянии рационально объяснить и предсказать историю. Люди, которые выступали против советского проекта, воспринимались едва ли не как мистики, потому что они выступали с непонятными аргументами против рациональной науки.
И Вишневский эту коллизию преобразовывает в сценическое действие. В пьесе «Оптимистическая трагедия» все происходит вокруг экипажа корабля, разрозненной группы на фронтах Гражданской войны. Среди них есть один коммунист, и ему противостоят два сильных персонажа, один из них Вожак — старый, бывалый матрос, который по своей сути анархист. И естественно, в эту команду приезжает комиссар, и уже понятно, что из коллизии «комиссар и Вожак» возникает противостояние. Вожак — это стихийное, а комиссар — это сознательное, даже на уровне слов и языка это понятно.
Вишневский использует очень сильные средства для того, чтобы эмоционально удивить зрителя. В частности, по ходу действия пьесы матросы неоднократно совершают самосуд. Один из них происходит над старушкой, которая пришла на корабль и сказала, что у нее украл кошелек. Тогда команда, не разобравшись, выкинула за борт первого попавшегося матроса, которого посчитали виновным. Потом старушка нашла свой кошелек — и тут же и старушку тоже выкинули. Или в первой редакции пьесы был такой эпизод, который тоже важно представить на советской сцене: один из этих анархиствующих матросов раздевал девушку и заставлял ее ходить строем — он, значит, обучал ее воинскому искусству. Потом, правда, эту сцену убрали, но она тоже в смысле помогает понять интенцию Вишневского.
Наконец, одна из самых известных сцен пьесы, которая уже в позднесоветское время приобрела скорее анекдотическую известность, — это сцена появления комиссара на корабле. Я еще об этом не говорил, но комиссар — это молодая девушка, и вокруг этого тоже крутится сюжет и создается идейно-сексуальное напряжение, потому что с появлением девушки на корабле, естественно, возникает огромное количество скабрезности. В частности, как только она приходит на корабль, матросы делают попытку ее изнасиловать: обступают ее, шутят, пытаются загнать в угол. Комиссар достает револьвер, убивает одного из матросов и дальше произносит знаменитую фразу: «Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?»
Дальше комиссар, естественно, проводит тонкую психологическую работу: она создает по большому счету коммунистическую ячейку, убеждает сомневающихся матросов-анархистов в правильности коммунистической идеологии, устраивает спонтанную интригу против Вожака, и Вожака в итоге расстреливают.
Но в итоге весь этот отряд терпит поражение, потому что на них ночью внезапно нападает противник, их всех берут в плен и собираются казнить. И тут, собственно говоря, опять возникает тема смерти: как настоящие герои должны принимать смерть, как настоящие советские герои должны вести себя перед лицом неминуемой гибели?
Одна из показательных сцен — это сцена, когда среди связанных матросов ходит священник. Он, соответственно, пришел от белых и предлагает всем матросам прочитать «Отче наш». Комиссар вступает с ним в диалог и склоняет матросов, естественно, принести присягу революции. И таким образом, перед смертью вместо чтения «Отче наш» матросы присягают на верность Октябрьской революции и дальше отправляются на казнь.
Последние строчки пьесы такие. Комиссар спрашивает: «Есть ли смерть для нас?» — матросы отвечают: «Нет смерти для нас». По мысли Вишневского, из этого должна была родиться, с одной стороны, трагедия, а с другой стороны, она названа «Оптимистическая», потому что в чистом виде трагедия в советской культуре была все равно невозможна. Это все равно должна была быть история о преодолении смерти.
И дальше, после того как матросы погибают, на их место выходит новый полк. Сценически на место хора, который аккомпанировал действию в пьесе, поднимается новый хор, и таким образом на смену умершим матросам приходят другие. И в этом, с одной стороны, был трагизм, а с другой стороны, должен был возникнуть оптимизм.
Но чем больше лет проходило с момента Октябрьской революции, тем сложнее было найти такой драматический сюжет, при котором смерть была бы безусловно оправдана таким столкновением с мощными стихиями. После того как в середине Сталин объявил о том, что в стране построен социализм, стало подразумеваться, что больше острых классовых конфликтов в Советском Союзе нет. Там могла быть только внешняя агрессия или затаившийся враг, но в споре с затаившимся врагом особой драмы не рождалось, потому что все уже было априори понятно — все герои уже хорошо понимали безусловную ценность коммунизма и социализма. Даже в этой пьесе Вишневского комиссар сама по себе не испытывает никаких сомнений.
Постепенно все пьесы на современном материале, то есть на материале годов, вырождались в спор хорошего с лучшим, и потенция для настоящей трагедии пропадала. В этом смысле показательно, что сам Всеволод Вишневский, который после «Оптимистической трагедии» прожил еще 20 лет, так и не смог отойти от темы Гражданской войны и революции. Его последующие самые известные работы — это сценарий к кинофильму «Мы из Кронштадта» и пьеса «Незабываемый 1919-й».
«Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?» Трагический смысл «крылатой» фразы
Есть фразы, ставшие как будто крылатыми, однако их современное употребление зачастую не соответствует контексту и смыслу, заложенному в них изначально. Увы, вынесенная в заголовок фраза — одна из таких. А между тем, это цитата из знаковой для своего времени пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия».
1918 год. В морской отряд, которым руководит анархист Вожак, назначена женщина-комиссар. Ей поручено переформировать отряд в Первый матросский полк и повести его на фронт. Под её руководством анархический отряд моряков становится сплочённым революционным полком, готовым вступить в бой с врагом. Но этой победе предшествует целый ряд перипетий, конфликтов, столкновений между комиссаром и матросами-анархистами. Так, однажды Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара, но комиссар в упор стреляет в одного из насильников, после чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?».
У нас сегодня был пост, посвящённый 120-летию со дня рождения Всеволода Вишневского, с фрагментом спектакля «Оптимистическая трагедия» в постановке «Ленкома» с участием блистательных актёров: Инны Чуриковой (Женщина-комиссар), Евгения Леонова (Вожак), Николая Караченцова (Алексей), Александра Абдулова (Сиплый).
Для всех, кому интересна полная версия произведения, предлагаю радиоверсию спектакля в постановке Государственного русского драматического театра Белорусской ССР им. М. Горького (Минск), режиссёр Михаил Спивак, 1957 год.
Всеволод Вишневский. Оптимистическая трагедия. Спектакль Государственного театра Белорусской ССР. 1957. Источник: канал на YouTube «Советское радио. Гостелерадиофонд СССР», https://goo.gl/vHoSmv
Дубликаты не найдены
современное употребление зачастую не соответствует контексту и смыслу, заложенному в них изначально
Интересно, и как по вашему эта фраза про «комиссарское тело» в современности интерпретируется?
П. С. Фильм смотрел (с Тихоновым и Андреевым) по ч/б телевизору.
Был еще худ фильм с участием Тихонова и Маргариты Володиной, Сиплого играл Всеволод Санаев — классный фильм, талантливые актеры.
Оптимистическую трагедию не смотрел, но смысл фразы сразу так и понял. А что, собсн, можно понять не так?
но комиссар в упор стреляет в одного из насильников, после чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?».
А знаете, выросло уже пару поколений которые не только не видели «Оптимистическую трагедию» но и слыхом о ней не слышали. И если остальные перечисленные вами фильмы периодически показывают, то когда шел этот я даже не рискну предположить. А фразу слышали от родителей , бабушек-дедушек, ведь она и вправду стала крылатой, а контекст ее стерся.
Уважаемый, где я должна даты исправить? И чего вас дальше понесло?
Я в курсе, я смотрела этот спектакль в разных вариантах. И что?
Мистер Невнимательность), я не ТС, я такой же комментатор как и вы.)
Шикарные Пельтцер и Абдулов в легендарной «Поминальной молитве»: тогда уже Абдулов говорил текст за них двоих.
6 июня любимую актрису вспоминали поклонники таланта Татьяны Пельтцер: ей исполнилось бы 117 лет (1904-1992).
Необычная фамилия досталась коренной москвичке Татьяне от её отца — немца Иоганна Робертовича Пельтцер, который работал портным (шил шубы – «пельтцы», и так семейное дело дало фамилию). Мать будущей актрисы была дочерью главного раввина, и в семье до начала Первой мировой войны говорили только на немецком. На сцену Татьяна впервые вышла в возрасте 9 лет, а в 11 так сыграла Серёжу в «Анне Карениной», что впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном.
Актёрская судьба Татьяны Пельтцер складывалась нелегко, но это оказалась именно её судьба, от которой невозможно уйти. Сначала, ещё не имя специального образования, Татьяна Ивановна играла в разных театрах, потом в 1927 году вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с ним в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Но жить без России и без театра Пельтцер не смогла, а посему развелась с мужем (тёплые отношения они сохраняли всю жизнь) и вернулась домой.
А затем были Московский театр миниатюр, Театр Сатиры, «Ленком» с Марком Захаровым и, конечно, кино. Кажется, Татьяна Пельтцер сыграла всех на свете мам, бабушек, зловредных старушек и добрых тётушек, любящих, понимающих, спешащих и везде успевающих героинь — всего более 50 театральных работ, более сотни кинофильмов и телеспектаклей, серии «Ералаша» и «Кабачка 13 стульев», а ещё незабываемые радиопостановки и звукозаписи спектаклей с её участием, озвучивание детских мультфильмов и пластинок.
К сожалению, в последние годы Татьяна Ивановна страдала провалами в памяти, и в этом плане её участие в одном из последних для актрисы спектаклей — «Поминальная молитва» по одноимённой пьесе Григория Горина в постановке Марка Захарова в Ленкоме — очень необычно: актриса играла практически без слов, а реплики за неё говорил Александр Абдулов. (по сюжету — её сын). И даже в этот период публика обожала Пельтцер, и каждый выход актрисы на сцену сопровождался овациями зрительного зала.
Вот небольшой фрагмент из этого спектакля. Александр Абдулов — Менахем-Мендл, Татьяна Пельтцер -Берта, мать Менахема, Владимир Стеклов — Тевье, молочник, Александр Сирин — Мотл, портной. Действие происходит в дореволюционной России, в тот период, когда начались гонения евреев. Режиссёр-постановщик Марк Захаров. 1989 год.
Комиссарское тело это
Друзья сайта SEM40
- Paul Edelmann
Второй раз - Vadim Finkelstein
- Dimitri Kislanski
- ILYA YUDKEVICH
Шестой раз - Juriy Plotkin
Тридцать девятый раз
Ларисе Рейснер первой в советской истории пришлось осваивать роль жены советского посла. И надо отдать ей должное, она великолепно справилась с этой непростой задачей. Когда афганцы в первый раз увидели чернобровую красавицу с открытым чистым лицом, да ещё на горячем афганском скакуне, они буквально остолбенели.
Ларису очень быстро и с охотой начали принимали на женской половине дворца эмира Амануллы-хана. А мать эмира относилась к ней как к дочери. Ну, а когда красные дипломаты еще и передали эмиру сведения о якобы готовящемся против него заговоре, как теперь известно, придуманного, Аманулл-хан вообще проникся к русским необыкновенным доверием и любовью.
Настолько, что издал указ с требованием ко всем афганцам, состоявшим в бандах басмачей в советском Туркестане, вернуться домой. Хан , как мог, перекрывал каналы поддержки из Афганистана движения басмачей.
Англичане негодовали. Категорически потребовали от Москвы отозвать не в меру активную посольскую чету. Впрочем, Раскольников и Рейснер и сами этому были бы только рады. Они изнывали в пыльном Кабуле от безделья, оторванности от главных событий, происходящих на родине. Федор, и Лариса, каждый самостоятельно, писали слезные письма наркому иностранных дел, «дорогому Льву Давыдовичу» Троцкому с просьбами вернуть их Москву.
Но наркому было не до них. Именно в это время в Политбюро шла бескомпромиссная борьба не на жизнь, а на смерть за наследство разбитого параличом Ильича. Вот тогда-то российский посол в Афганистане и решил послать своего зама, то бишь супругу Ларису в Москву, дабы оттуда вызволить их из ссылки. И расчет был весьма реальный. Действительно, мало кто из мужиков смог бы отказать в просьбой такой «барыне» с прекрасным лицом, бездонными серо-зелеными глаза, не менее прекрасным «комиссарским» телом, честь которого она не очень берегла.
Тем не менее надежды посла не оправдались. Очень скоро вместо добрых вестей Раскольников получил от жены письмо с требованием развода. Он недоумевал, уговаривал, грозил. В конце концов впал в депрессию. Но всё было напрасно. Лариса упорно стояла на своем. При этом ничего не объясняла.
Причина столь радикального поступка Ларисы обнаружилась только спустя много лет. Разумеется, что для вызволения мужа из афганской ссылки, Ларисе пришлось встречаться со многими высокопоставленными и компетентными друзьями. Вот в процессе общения с ними она и узнала о роли своего супруга в аресте и смертном приговоре Николая Гумелёва.
Раскольников открыто ненавидел, как он выражался, «гнусную гумилёвщину». Супруг никогда не забывал любовь своей Ларисы к этому буржуазному извращенцу. Лариса тоже ничего не забыла из проделок мужа. А узнав страшную для неё новость, простить его уже не смогла. Тем более что-то там объяснять.
Открытое сочувствие к расстрелянному контрреволюционеру, месть за него даже ей не простились бы. Времена уже были очень непростые, а наступали и вовсе суровые.
Однако «красная барыня» к этому времени уже хорошо владела искусством лечиться от душевных травм. Да, да, Вы догадались, в её жизни появился новый мужчина. Это был Карл Радек. Блестящий, журналист, острослов, автор многих анекдотов первых лет Советской власти. Но одновременно, опытный политик и непревзойденный ловелас.
Лариса Рейснер и Карл Радек
Несмотря на неказистую, даже уродливую внешность, горб и малый рост, он пользовался фантастическим успехом у женщин. Он в момент убалтывал любую красавицу, к тому же обладал и другими ценными в любви данными. Как вспоминали друзья и приятели Радека, многие женщины, побывавшие в его руках, часто повторяли интимные встречи.
Радек был женат. На первые свидания к Рейснер даже ходил с дочкой Соней. Изображал примерного семьянина. Хотя тайны из их отношений никто не делал. В общем, Лариса стала, как бы, второй, невенчанной, но любимой, женой. Денег у влюблённой пары не было. Ну, а «красная барыня» без денег – нонсенс.
И тогда по предложению ЦК большевиков Карла Радека с его любимой подругой направили поднимать революцию в Германии. Они мужественно сражались на баррикадах в Гамбурге. Однако восстание жестоко подавили. Радек, которому советское руководство поручило очередной этап мировой революции, впал в немилость.
У Ларисы тоже любовь иссякла. Она открыто заявила ему, что хотела бы иметь ребенка. Выдающегося, как она сама. Разумеется не от Радека, а, как минимум, от Троцкого. Не поверите, но преданный большевик Радек, как это ни странно звучит, дословно передал это предложение своему кумиру, Льву Давыдовичу. Сексуальная раскрепощённость тех времен не имела пределов.
Правда всем этим героям революции жизнь отвела считанные годы. Ларисе, как оказалось, — меньше всех. Она уже получила назначение собкором «Известий». И не где-нибудь, а в Париже. Готовила к изданию свою четвертую книгу. Казалось бы, жизнь вошла в нормальное русло. Но в силу своей безалаберности Лариса допустила непозволительную вольность.
Вообще-то звучит она совершенно безобидно: дама выпила стакан сырого молока. Но в феврале 1926-го года в Москве, свирепствовала эпидемия брюшного тифа. И собкор «Известий» оказалась не в Париже, а в Кремлевской больнице. Врачи оказались бессильны помочь красавице. Боле того, мать Ларисы, дежурившая всё время у кровати дочери, в день смерти покончила с собой.
Вот как писатель Варлам Шаламов написал об этом: «Молодая женщина, надежда литературы, красавица, героиня Гражданской войны, тридцати лет от роду умерла от брюшного тифа. Бред какой-то. Никто не верил. Но Рейснер действительно умерла.
Я видел ее несколько раз в редакциях журналов, на улицах, на литературных диспутах. Гроб стоял в доме печати на Никитском бульваре. Весь двор был забит народом: военными, дипломатами, писателями. Вынесли гроб, и в последний раз мелькнули каштановые волосы, кольцами уложенные вокруг головы. За гробом вели под руки Карла Радека»
Мандельштам посвятил Ларисе Рейснер мадригал. Пастернак, который к тому времени похоронил многих своих близких, только на ее смерть откликнулся стихотворением –
Лариса, вот когда посожалею,
Что я не смерть и ноль в сравненью с ней.
Я б разузнал, чем держится без клею
Живая повесть на обрывках дней.
Как я присматривался к материалам!
Валились зимы кучей, шли дожди,
Запахивались вьюги одеялом
С грудными городами на груди:
Осмотришься, какой из нас не свалян
Из хлопьев и из недомолвок мглы?
Нас воспитала красота развалин,
Лишь ты превыше всякой похвалы.
Лишь ты, на славу сбитая боями,
Вся сжатым залпом прелести рвалась.
Не ведай жизнь, что значит обаянье,
Ты ей прямой ответ не в бровь, а в глаз:
А вот ещё, что написал Пастернак о женщине, которую всю жизнь безответно любил, даже после её смерти: «Лариса так умела жить, что даже умерла вовремя, не дожив до страшных разочарований в своей главной любви — к своему вампиру, к Революции»
Кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?
Николай Коляда привёз в Москву легендарную «Оптимистическую трагедию» советского драматурга Всеволода Вишневского и потрясающе разыграл её на сцене Театрального центра «На Страстном».
Сегодня «Оптимистическая трагедия» многим кажется избыточно пафосной и редко играется. Но эта пьеса написана непосредственным участником событий и человеком верящим в то, что пишет – романтиком революции. Во время Первой мировой войны четырнадцатилетний гимназист Вишневский сбежал на фронт, успел побывать в двух боях пока его не узнал полковой священник, ранее преподававший в его гимназии Закон Божий. Священник настоял, чтобы мальчишку из дворянской семьи вернули домой. Это спасло гимназисту жизнь, через три дня его рота почти вся погибла. В Петрограде Вишневский досрочно сдал экзамены за пятый класс и снова сбежал на фронт, получил Георгиевский крест и две георгиевских медали. В шестнадцать был ранен, вернулся в Питер, где примкнул к солдатам, действующим на стороне большевиков. В свои восемнадцать он записался в Волжскую флотилию, где служил пулеметчиком на буксире «Ваня», позже переименованном в «Ваня-коммунист». В девятнадцать он попал пулемётчиком на бронепоезд в Первую конную на Украину. Его страсть к подвигам куда только его не приводила — он участвовал в военных действиях в Испании 1936 года, в советско-финской войне 1939-1940 гг., не говоря уже про Великую Отечественную. Примечательно, что свой Георгиевский крест он не снимал и носил вместе с советскими наградами, которых у него было не мало: два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды и орден «Знак Почёта». Всеволод Вишневский не без основания полагал, что он может писать о героях, готовых отдать жизнь за светлое будущее. И у меня есть подозрение, что образ Комиссара в «Оптимистической трагедии» он писал с себя, а чтобы это было не так заметно, превратил его в женщину.
На мой взгляд, Николай Коляда поверил в искренность автора и в революционный романтизм главной героини «Оптимистической трагедии» Вишневского. И, конечно же, он добавил разумную долю скепсиса и даже стёба, но глумиться над героями пьесы не стал. Лейтмотивом для героини Василины Маковцевой он сделал «Смерть пионерки» Эдуарда Багрицкого: «Нас водила молодость в сабельный поход, нас бросала молодость на кронштадтский лёд…» Её партийная принадлежность в постановке Коляды растворилась в революционном романтизме, праве молодости на бунт против старых порядков ради этого самого светлого будущего. И праве романтиков умирать молодыми, сохраняя свою веру и передавая её живым как эстафету. Скажем, если бы романтик из небольшого поселения Назарет в Верхней Галилее не отдал свою жизнь в споре с религиозными старейшинами, то и христианства у нас не было бы. В качестве стёба появляется изображение Ленина, которому здесь поклоняются как иконе, изображая для галочки верность заветам Ильича, любители делают селфи на фоне умирающих. Мхом поросшие музыкальные номера от «Родина слышит, родина знает» до «И когда на море качка» тоже можно отнести к стёбу над отмирающими традициями советского периода. Но музыкальным сопровождением для революционных бунтарей-романтиков, преодолевающих страх, боль и смерть стал совсем свежий суперхит альтернативного рока «Уверовавший» (Believer) модной сегодня группы Imagine Dragons. Сейчас он звучит из каждого утюга и весьма созвучен с происходящим на сцене, задавая бешеный, современный ритм. «Пусть летят пули, пусть обрушиваются дождем, моя жизнь, моя любовь, мой драйв — всё пришло ко мне от боли! Боль! Ты заставила меня, заставила меня верить, верить…»
Все традиционные приёмы Коляды в спектакле конечно же присутствуют, и здесь они доведены до совершенства. Пластиковые бочки для кулеров превращаются в морские волны с «кровавой пеной» из букетов гвоздик, которые выносят выносят на берег мёртвые тела. Этот образ настолько убедителен, что заставляет мгновенно поверить и в другие условности — вплоть до кусков хозяйственного мыла, которые могут изображать что угодно. Условности в одежде, несоответствующей историческому периоду, только подчеркивают, что история рассказывается как притча. Берет-чегеварка со звездой на Комиссаре Василины Маковцевой говорит о том, что революционная романтика не имеет исторических и географических границ. Как и безжалостное колесо насилия и вседозволенности: без суда и следствия убивают моряка за воровство кошелька у старушки, убивают старушку за то, что кошелёк нашелся в её кармане, убивают пленных офицеров, убивают Вожака в том числе за убийство пленных офицеров. Морская волна из пластиковых банок готова равнодушно принять всех.
Игра актёров вызывает восторг и мурашки по всему телу. Василина Маковцева более чем убедительна в культовой сцене «Кто ещё хочет комиссарского тела?» и в романтической сцене «Когда мне понадобится, — я нормальная, здоровая женщина, — я устроюсь. Это не так трудно». Она очень органично сочетает в себе качества полуребёнка, зрелой женщины, бескомпромиссного бойца. Тамара Зимина чудо как хороша, перевоплощаясь в полдюжины персонажей один за другим. Она и заботливая мать пионерки-комиссара с маленьким нательным золочёным крестиком: Я ли не копила, Ночи не спала, Все коров доила, Птицу стерегла,- Чтоб было приданое, Крепкое, недраное, Чтоб фата к лицу — Как пойдешь к венцу! Не противься ж, Валенька! Он тебя не съест, Золоченый, маленький, Твой крестильный крест. Она и старушка с украденным/нашедшимся кошельком и… да кто угодно! Олег Ягодин отстранённо играет командира, растерявшего свои волевые, командирские качества с минимумом отпущенных на его долю слов. Мурад Халимбеков удивительно убедителен и в безжалостных разборках матросов, и в философских сценах поиска смысла и в романтических сценах. Заслуженный артист РФ Сергей Фёдоров хорош и в массовых сценах, и в роли Сиплого.
Привычная массовка до совершенства слажена и сплочена — от актёра, совмещающего обязанности рабочего сцены, до заслуженного артиста РФ. Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг! Даже отряд анархисток, прибывших на помощь своему вожаку из публичного дома, надо полагать, двигается невероятно сплочённым, революционным строем.
На мой взгляд, это один из важнейших спектаклей репертуара «Коляды-Театра», который надо смотреть обязательно.
Комиссарское тело.
Привет форумчанам. Просветите, плиz. :))) Что означает выражение «Кому еще комиссарского тела»? И что это за тело такое?? :))))))))
это из фильма кажется какого то..
в те далекие времена это означало тело недоступное, класса VIP, пышное тело, как правило ))
фильм Оптимистическая трагедия
Это из фильма об Октябрьской революции, Крылатая фраза -в роли Крассного комиссара Л.Гурченко
теперь песня крутится все время в голове:
«Степка справа я слева, перепортим их девок, сучье семя повыведем..комиссарского тела, мать моя захотела..»
че то в этом роде)
Это из фильма об Октябрьской революции, Крылатая фраза -в роли Крассного комиссара Л.Гурченко
Гурченко, конечно, сама оптимистическая трагедия ))) но Комиссара она не играла. А фраза да, из этого фильма.
А классику-то и не знаем!
в те далекие времена это означало тело недоступное, класса VIP, пышное тело, как правило ))
Т.Е. Можно счесть за комплимент?
А классику-то и не знаем!
дА КАК ТО Я ДАЖЕ В СТУПОРЕ, ЧЕСН СЛОВО! Вроде чёта где то слышала, а как понять то. улыбаться или нет, если это моё тело имелось в виду. :))))))))))))))))))))))))))
В роли комиссара-Маргарита Володина
1917 год. В отряд матросов-анархистов, который возглавляет анархист Вожак,от ЦК партии большевиков назначен комиссар. Ей поручено переформировать отряд в Первый матросский полк. Единственный оставшийся на корабле живой офицер должен стать его командиром и вместе с комиссаром повести полк на фронт. Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара («А давайте, товарищ, женимся!»), наблюдая за развитием событий со стороны. Но комиссар из своего браунинга хладнокровно в упор стреляет в одного из насильников. После чего произносит, ставшую крылатой, фразу: Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?. Сифилитик Сиплый, подручный Вожака,предлагает убить комиссара, но Вожак отклоняет это предложение под предлогом того, что тогда пришлют нового комиссара, а «это женщина для нас ценная, в ней анархистская жилка есть».
В роли комиссара-Маргарита Володина
1917 год. В отряд матросов-анархистов, который возглавляет анархист Вожак,от ЦК партии большевиков назначен комиссар. Ей поручено переформировать отряд в Первый матросский полк. Единственный оставшийся на корабле живой офицер должен стать его командиром и вместе с комиссаром повести полк на фронт. Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара («А давайте, товарищ, женимся!»), наблюдая за развитием событий со стороны. Но комиссар из своего браунинга хладнокровно в упор стреляет в одного из насильников. После чего произносит, ставшую крылатой, фразу: Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?. Сифилитик Сиплый, подручный Вожака,предлагает убить комиссара, но Вожак отклоняет это предложение под предлогом того, что тогда пришлют нового комиссара, а «это женщина для нас ценная, в ней анархистская жилка есть».
Позор на мою седую голову. Надобно хоть фильму глянуть. :)))
правильно фраза звучит «Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?»
Прикольный сюжет! Сифилитики, групповушка. Хочу позырить фильм!
Такую фразу я слышала в фильме «Дети понедельника». Классная русская комедия. Посмотрите-сплошные приколы там! : )
ЛВ роли комиссара-Маргарита Володина
Позор на мою седую голову. Надобно хоть фильму глянуть. :)))
Володина там очень хороша! Кстати,и молодой Тихонов очччень хорош. Он в комиссара потом влюбляется,очень трогательная сцена их последнего разговора. Посмотрите,не пожалеете.
Как завоевать мужчину
Русские мужчины все сексисты и женоненавистники, где феминизм?
Парень меня не хочет
В сети знакомятся, в реальной жизни нет
Как мужчины понимают, что женщина доступная
Вопрос одиноким мужчинам за 30-ть!
Женщины хотите богатого, будьте такими же
Скучные женщины
Тут есть те кто женились на не девственницах ?
Выбор редакции
Родственники мужа!
Ушёл муж к другой
Свекровь считает, что муж должен по квартире племянникам
Полюбила женатого.
Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.
Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.
Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.
Copyright (с) 2016-2021 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Воронцева О. А.
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Предложения со словосочетанием «комиссарское тело»
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова дробилка (существительное):
Ассоциации к слову «тело»
Синонимы к словосочетанию «комиссарское тело»
Сочетаемость слова «комиссарский»
- комиссарское тело
в комиссарской кожанке - попробовать комиссарского тела
- (полная таблица сочетаемости)
Сочетаемость слова «тело»
- человеческое тело
собственное тело
мёртвое тело - тело человека
тело женщины
тело девушки - части тела
температура тела
масса тела - тело напряглось
тело обмякло
тело ныло - дрожать телом
покинуть тело
разливаться по телу - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «комиссарский»
КОМИССА́РСКИЙ , —ая, —ое. Прил. к комиссар. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «тело»
ТЕ́ЛО , -а, мн. тела́, тел, —а́м, ср. 1. Физ. Материя, вещество, заполняющие определенную часть пространства; отдельный предмет в пространстве. Твердые тела. Жидкие тела. Законы падения тел. Небесные тела (планеты, звезды). (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «тело»
- Не от голода, не от любви, не от страха, не от злобы все наши мучения, а от нашего тела все зло на свете. От него и голод, и любовь, и страх, и злоба.
Отправить комментарий
Дополнительно
- Как правильно пишется слово «комиссарский»
- Как правильно пишется слово «тело»
- Разбор по составу слова «комиссарский» (морфемный разбор)
- Разбор по составу слова «тело» (морфемный разбор)
Значение слова «комиссарский»
Значение слова «тело»
ТЕ́ЛО , -а, мн. тела́, тел, —а́м, ср. 1. Физ. Материя, вещество, заполняющие определенную часть пространства; отдельный предмет в пространстве. Твердые тела. Жидкие тела. Законы падения тел. Небесные тела (планеты, звезды).
Синонимы к словосочетанию «комиссарское тело»
- войти в раж
- ясное дело
- дальше некуда
- куда там
- король джунглей
- (ещё синонимы. )
Ассоциации к слову «тело»
- бедро
- мышца
- человек
- тела
- телохранитель
- (ещё ассоциации. )
Сочетаемость слова «комиссарский»
- комиссарское тело
- в комиссарской кожанке
- попробовать комиссарского тела
- (полная таблица сочетаемости. )
Сочетаемость слова «тело»
- человеческое тело
- тело человека
- части тела
- тело напряглось
- дрожать телом
- (полная таблица сочетаемости. )
Морфология
- Разбор по составу слова «комиссарский»
- Разбор по составу слова «тело»
Правописание
- Как правильно пишется слово «комиссарский»
- Как правильно пишется слово «тело»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.