Рисование плоской кистью для начинающих

Как подобрать кисти для творчества

Правильно подобранная кисть становится продолжением руки художника и является гарантией комфортной работы с красками. Если вы только начинаете свой путь в живописи и теряетесь при выборе инструментов, эта статья поможет быстро сориентироваться. Итак, начнем.

Содержание

  • Структура кисти
  • Чем отличаются разные виды волосков?
  • Круглые кисти
  • Плоские кисти
  • Овальные (полукруглые) кисти
  • Размер кисточки
  • Специальные кисти
  • Какие кисти musthave для начинающих художников?

Структурно художественная кисть состоит из трех частей:

  • волосяной пучок, которым набирают краску;
  • металлическая обойма, удерживающая волоски в определенном положении и соединяющая их с ручкой. Желательно, чтобы обойма была бесшовной;
  • ручка, или древко, из дерева. Длину вы можете выбрать по своему усмотрению, главное, чтобы кистью было удобно работать.

Художественные кисти принято оценивать по способности образовывать тонкий острый кончик, удерживать краску, контролировать ее текучесть и создавать точный ровный мазок.

Чем отличаются разные виды волосков?

Волосяные пучки состоят из волосков натурального или искусственного происхождения – шерсти животных и нейлона. Рассмотрим самые распространенные виды.

    Колонковые кисточки предназначенные для акварельных красок, а также темперы, гуаши, акрила и масла. Колонок – это мелкий хищный зверек, обитающий на Севере и в Юго-Восточной Азии. Его очень тонкий и упругий волосок имеет своеобразную форму, напоминающую веретено, и мягкий длинный кончик, используемый в профессиональных кистях.

Кисти из волоса сибирской белки идеальны для таких легких красок, как темпера, гуашь или акварель, но совершенно не годятся для акрила и масла, поскольку имеют низкую упругость. Благодаря мягкости и конусообразной форме волосков кисть обеспечивает прекрасный контроль над текучестью краски.

Кисти из волоса пони – более дешевый аналог изделий из беличьей шерсти. Они обладают почти такими же свойствами, подходят для гуаши, акварели, темперы, нозаметно отстают по качеству письма. Такие кисти можно купить для ребенка, но если вы хотите рисовать на высоком профессиональном уровне, лучше от них отказаться.

Щетина отличается высокой жесткостью и отлично подходит для густых тяжелых масляных красок, а также акрила, гуаши и темперы. Лучшими считаются кисточки из щетины китайского борова, которые предварительно вываривают и отбеливают, расщепляют кончики, чтобы волоски лучше набирали краску, а мазки были ровными.

Синтетические кисти обладают упругостью и прочностью, но держат краску немного хуже, чем натуральный волос. Такие кисти подходят для работы с акрилом, маслом, гуашью, акварелью, темперой, маслом. Они легко отмываются и стоят относительно недорого. Если вы только начинаете, покупайте именно их.

Теперь, когда мы определились с выбором материала, поговорим о том, какой формы вам нужны кисти для того, чтобы создать красивую законченную работу.

Круглые кисти

Эти инструменты считаются универсальными, так как с их помощью можно создавать самые разные формы и добиваться интересных эффектов. Они примечательны еще и тем, что удерживают много краски, поэтому мазки получаются четкими и сочными.

Круглые кисти бывают заостренной или овальной формы. Первые незаменимы для прописывания тонких линий, обводок и других мелких деталей. Ими удобно вписывать отдельные мазки точно туда, где это нужно. Вторые пригодятся для моделирования объемапредметов и растушевки. Толщину и длину мазка легко изменить, не отрывая руки от рисунка. Боковой стороной можно выполнять широкие мазки разной формы.

Плоские кисти

Так называются кисти, имеющие плоскую обойму и прямой край. Они также считаются универсальными, поскольку хорошо удерживают большое количество краски, подходят для заливки, широких мазков с четкими контурами и характерным угловым краем.

Плоские кисти выпускаются в трех основных формах:

  • квадратные – дают резкие, как бы рваные мазки, что идеально для натюрмортов и пейзажей;
  • с кругленными углами – дают мягкие деликатные мазки, связанные между собой и подходят для рисования людей и животных;
  • овальные – мазки как бы втираются друг в друга, граница между ними очень мягкая, поэтому они хороши для портретов.

Овальные (полукруглые) кисти

Они очень популярны у художников, поскольку объединяют достоинства круглых и плоских кистей. Их особенность в том, что изначально пучок был заключен в круглую обойму, которую сплюснули уже потом. Кисть идеально подходит для создания сложных контуров, выразительных цветовых переходов. Кисть отлично набирает краску и постепенно выпускает ее на холст, поэтому мазки получаются объемными, фактурными и подвижными.

Для создания полноценной живописной картины мы советуем использовать все три вида кистей разных размеров.

Размер кисточки

У каждого производителя своя размерная линейка, однако, все они построены по одному принципу: чем меньше цифра на древке, тем тоньше волосяной пучок. Цифра обозначает ширину (диаметр) пучка в миллиметрах, например, No3 соответствует 3 мм. Кисти разного размера имеют свое предназначение:

  • большими кистями (No20 – 30) начинают работу: наносят главные цвето-тональные сочетания;
  • средними (No10 – 20) прописывают форму предметов и фигур;
  • тонкими (No10 – 3) пишут мелкие детали и тонкие линии, блики и т. д.

Специальные кисти

К этой группе относятся инструменты, предназначенные для специфических живописных работ, например, каллиграфии, или создания необычных художественных эффектов:

    ретушные кисти из-за характерного скошенного под углом пучка, называют скошенными. Обычно они используются для эскизов и набросков, поскольку линии, проведенными ими, получаются очень четкими с очерченными углами. Также они нужны для рисования точных мазков в труднодоступных местах работы;

кисти филберт из-за своеобразной формы пучка часто называют кошачьим языком. Они подходят для выполнения крупных и мелких деталей, создают красивые плавные линии и цветовые переходы. Идеальны для каллиграфии и художественной росписи;

веерные кисти применяют для растушевки уже нанесенной краски. Сухая кисть создает эффект затенения, а влажная покрывает фон изящными полосками разной толщины;

Если вы увлекаетесь техникой скоростного рисунка или любите рисовать акварелью на улице, то стоит обратить внимание на кисти с резервуаром (брашпены). Они имеют специальный резервуар для воды, из которого она постепенно поступает в пучок и смачивает его. Вам нужно только набрать кистью краску на палитре.

Какие кисти musthave для начинающих художников?

В идеале у художника должны быть кисточки разных форм и размеров, но это не значит, что вам нужно скупить все их виды, которые есть в магазине. Хотите попробовать необычную кисточку, возьмите 1-2 варианта разного формата, порисуйте, и вы сразу поймете, ваш это инструмент или нет. Опытные художники советуют отталкиваться от красок, с которыми вы работаете.

Например, вы рисуете маслом. Значит, вам нужен небольшой набор щетинных и синтетических кистей разной формы с тонким, широким и средним пучком. Для того чтобы научиться, этого вполне достаточно. Постепенно вы найдете свои идеальные кисти и соберете отличный инструментарий.

Для акварели подойдут самые простые синтетические и беличьи кисти, которые хорошо удерживают краску и дают ровные красивые мазки. Достаточно купить 4-5 кистей разной толщины.

Читайте также  Кисти для маникюра рисование

Для гуаши и акрила можно приобрести три основных кисти: среднюю овальную щетинную, большую плоскую с щетинным пучком квадратной формы и тонкую круглую снейлоновым пучком. Эти кисти очень удобны в работе, поэтому идеальны для новичков.

Если все получается и доставляет удовольствие, смело покупайте профессиональные кисти необычной формы, чтобы отточить технику письма.

7 основных техник рисования акварелью, акрилом, гуашью

Коробка красок может подарить увлекательное путешествие в мир фантазий. На полотне оживут удивительные образы, чарующие пейзажи, сказочные герои. Научиться создавать рисунки карандашом и красками можно по инструкциям, пошаговым рекомендациям. Подготовьте набор из кистей и бумаги, спонжей и салфеток, простых карандашей и губок. Запаситесь терпением и приступайте! Рисунки красками для начинающих – вот о чём мы расскажем сегодня.

Рассмотрим способы рисования для начинающих тремя разновидностями краски:

  • акварельной;
  • акриловой;
  • гуашевой.

Изучайте этот обзор и подбирайте, с чем вам будет более комфортно работать, выполняя рисунки для начинающих. Итак, учимся рисовать красками!

Как правильно рисовать акварельными красками

Любимая многими художниками, маленькими детьми и достаточно опытными взрослыми людьми акварель может использоваться для рисования в самых разных техниках. Как научиться рисовать этой волшебной краской, без труда сможет понять даже начинающий художник. Новички смогут быстро освоить технику рисования, а у профессионалов появится вдохновение и целая плеяда новых идей.

Есть 7 основных техник рисования акварелью для начинающих художников.

Рисуем плоской кистью

Для начала надо нарисовать изображение квадрата или треугольника для того, чтобы были отмечены начальная и конечная часть слоя. Потом выбрать более темные оттенки. Сразу используйте верхний левый угол. Аккуратно касайтесь кистью бумаги, ведите линию прямо к правому углу вверху и нарисуете шедевр!

Левши должны рисовать в обратном положении – начиная с правого угла.

Градиент

Рисовать начинают с квадрата или прямоугольника. Подберите оттенок темнее, смешав на палитре. Далее идет слой светлого оттенка, он будет сливаться с ранее нарисованным, чтобы достичь интересного сочетания переходов цвета.

Глазурь

Импровизируйте, фантазируйте: комбинация светло-прозрачных тонов позволит получить великолепные сочетания.

Необходимо дождаться, чтобы каждый из слоев высох.

«Мокрая» техника

Для эффектных рисунков необходимо равномерно распределить влагу по поверхности бумаги – это обеспечит атласный вид. Начинайте с фона. Такая техника рисования позволяет добиться гипнотизирующего эффекта.

Уроки рисования сухой кистью

Предварительно надо набросать изображение с помощью карандаша. Наносить краску нужно после того, как уберете её излишки салфеткой.

Без лишней влаги

Потребуется запастись губками. Излишки влаги надо убирать с листа. Не стоит интенсивно тереть бумагу. Эту работу хорошо выполнять спонжами для макияжа.

Техника обесцвечивания краски, которая высохла

Понадобится чистая материя и вода. Необходимо намочить область рисунка, аккуратно протереть и убрать остатки влаги при помощи сухой кисти.

Техники использования различных красок

Как рисовать акрилом

В акриловой краске великолепно соединены лучшие свойства акварели и масла, а картинам после высыхания не страшны влага и солнечные лучи. Простые рисунки такими красками под силу выполнить даже ребенку.

Универсальные свойства акрила заключаются в возможности накладывать каждый последующий слой на предыдущее изображение. В отличие от акварели, не нужно ждать высыхания слоя, чтобы нанести новый. Изучите легкую инструкцию и приступайте!

Для начала можно учиться пользоваться шестью цветами. Позднее палитра постепенно расширится до 18 оттенков. Также подготовьте:

  • Поверхность для картины – деревянную, стеклянную, пластмассовую, бумажную, картонную, холст.

  • Набор кистей из синтетики и натурального материала.

Для получения качественной краски её надо разводить с помощью растворителя или воды. Неразведенная краска используется на синтетической поверхности и быстрее высыхает.

Существует несколько техник рисования акрилом:

  • Влажная – на холст, который смочен теплой водой.

  • Сухая – с применением нескольких кисточек.

  • Способ лессировки по слоям – нанесение густого слоя с последующим рисованием картины.

  • «Импасто» – подобные масляным, с широкими четко различимыми мазками.

Начинающему художнику для рисунка надо выбрать основу поверхности и краски в баночке или тюбике. Подберите интересную вам технику рисования. Подготовьте палитру красок.

Синтетические кисти более подходят для работы неразведенными красками. Если выбираете акварельную технику, лучше брать натуральный ворс.

В конце можно дополнительно нанести штрихи фломастером, тушью, маркером, гелевой ручкой, карандашом. Простейшую технику рисования с нуля освоит даже ребёнок.

Когда освоите основы техники, сможете рисовать на ткани и стекле, создавать воздушные пейзажи или портреты. Даже расписать любимую футболку будет несложно, если научитесь работать с акрилом.

На видео: поэтапные уроки рисования акрилом.

Как рисовать гуашью

Рисунки гуашевыми красками для начинающих дети осваивают в раннем возрасте. Такая краска любима малышами за простоту нанесения и потому, что изображение не расплывается, в отличие от акварели. Гуашь позволяет получить более яркие рисунки.

Людям постарше инструкция из интернета поможет создать неповторимый пейзаж. Основой рисунка могут быть такие поверхности:

Существуют следующие разновидности гуаши:

  • Художественная.

  • Акриловая гуашь.

Сразу выполните эскиз простым карандашом. Учась рисовать, начинайте с темных оттенков, плавно переходя и к светлым тонам. Смешивайте краски на цветовом круге. Поэтапное рисование с детьми позволит получить на бумаге красивые изображения.

Если смешивать соседние цвета в секторе, получится грязный оттенок. Тень можно передать зеленым, синим или фиолетовым цветом, но не черным.

Какую бы технику вы ни выбрали, главное, чтобы вас посетило вдохновение. Желаем, чтобы все работы были удачными, нравились вам, дарили идеи для дальнейшего творчества. С помощью такого занятия можно выплеснуть свои эмоции и впечатления. Рисуйте уверенно и с удовольствием!

Мастер-классы по рисованию акварелью и гуашью (2 видео)


Рисование плоской кистью для начинающих

Анатомия мазка кистью. ( Часть — II )

Я не раз задавала себе вопрос: « Что можно нарисовать той или иной кисточкой ? »

Поискала в интернете. то там то тут. Решила поделиться с Вами!

Надеюсь, эта информация будет полезной и вам дорогие читатели !

Кисти для хобби.

Кисть веерная. (01RB)

Позволяет добиться эффекта цветовой растяжки. С ее помощью можно сделать более утонченное наложение цвета, создать эффект ветра, дождя, лучей. В отличие от стандартных веерных данная кисть имеет два уровня выставки волоса, что позволяет создавать как более плотные мазки, так и мазки, состоящие из отдельных линий.

Кисть «Рельеф». (02RB)

Эта плоская кисть с фигурным краем позволяет выполнять мазки сложной формы. Для создания более живописных мазков можно набирать дополнительные цвета на выступающие края. Это создаст впечатление, что мазок выполнен в несколько приемов. Помогает ускорить процесс росписи.

Кисть «Лепесток».(03RB)

Имеет преимущество перед традиционной овальной кистью в виде удлиненной рабочей части, на которую можно набирать дополнительные цвета, что делает мазок более живописным.

Кисть «Трафаретная». (04RB)

Визуально похожа на традиционную трафаретную кисть, но, в отличие от нее, выполнена из синтетического волоса. Используется для работы с трафаретами, а также для живописных и декоративных работ.

Читайте также  Клип с разрисованными лицами

Кисть наклонная. (05RB)

Позволяет создавать четкий направленный мазок. С ее помощью создается текстура, формируются тонкие линии, прорисовки. Данная форма кисти позволяет легко набирать два цвета краски, даже на кисти небольших размеров

Кисть овальная. (06RB)

Сочетает в себе преимущества плоской и круглой (в перпендикулярном положении к поверхности) кистей.

Кисть «Гребешок». (07RB)

Имеет два уровня выставки волоса, что позволяет получить мазок, состоящий из отдельных линий. Идеально подходит для рисования шерсти животных, травы, ветвей елей.

Кисть «Контурная». (08RB)

Имеет укороченную, по сравнению с обычной плоской кистью, выставку волоса, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством мазка. Кроме того, более короткая выставка волоса облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур. Незаменима при осваивании техники двойного мазка.

Кисть «Оленье копытце». (09RB)

Её скошенный край облегчает набор нескольких цветов краски и позволяет добиваться более четкой детализации элементов.

Кисть «Лайнер». (10RB)

За счет удлиненной рабочей части позволяет набирать большее количество краски и оставлять длинные аккуратные мазки.

Кисть «Ступенька». (11RB)

Ее фигурный край позволяет выполнять мазки сложной формы, а также набирать дополнительные цвета на выступающие края, что делает мазок более живописным – визуально создается впечатление, что он выполнен в несколько приемов. Помогает ускорить процесс росписи.

Кисть «Трезубец». (12RB)

Фигурный край позволяет выполнять мазки сложной формы, набирать дополнительные цвета на выступающие края. Это делает мазок более живописным — визуально создается впечатление, что он выполнен в несколько приемов. Помогает ускорить процесс росписи.

Кисть овальная фигурная. (13RB)

Её фигурный край позволяет добиваться более фактурного мазка, интересных цветовых переходов. Идеальна для написания цветов с «рваными» лепестками (ромашка, гвоздика).

Кисть «Ласточкин хвост». (14RB)

Плоская кисть с фигурным краем позволяет выполнять мазки сложной формы, набирать дополнительные цвета на выступающие края, что делает мазок более живописным -визуально создается впечатление, что он выполнен в несколько приемов. Помогает ускорить процесс росписи.

Кисть «Трафаретная». (15RB)

В данном исполнении имеет укороченную выставку волоса. Служит для проработки мелких деталей узора и нанесения краски на неровную поверхность.

Кисть «Шотландка наклонная». (16RB)

С ее помощью можно выполнить одновременно несколько параллельных линий. Позволяет легко и быстро создавать фактуры, имитирующие текстиль.

Кисть плоская. (17RB)

Служит для нанесения ровных широких мазков. Благодаря удлиненной выставке волоса кисть удерживает больше краски. Идеально подходит как для традиционных техник живописи, так и для техники двойного мазка.

Кисть «Шотландка». (18RB)

С ее помощью можно выполнить одновременно несколько параллельных линий. Позволяет легко и быстро создавать фактуры, имитирующие текстиль.

Кисти и мазки

Многие начинающие художники не могут определить, какая именно кисть подойдет для осуществления их целей. Мы подготовили для вас описания некоторых как часто встречающихся, так и не совсем обычных кисточек (какие-то из них вам, не исключено, придется изготовить самостоятельно, но результат того стоит).

Кисть веерная. (01RB)

Позволяет добиться эффекта цветовой растяжки. С ее помощью можно сделать более утонченное наложение цвета, создать эффект ветра, дождя, лучей. В отличие от стандартных веерных данная кисть имеет два уровня выставки волоса, что позволяет создавать как более плотные мазки, так и мазки, состоящие из отдельных линий.

Кисть «Рельеф». (02RB)

Эта плоская кисть с фигурным краем позволяет выполнять мазки сложной формы. Для создания более живописных мазков можно набирать дополнительные цвета на выступающие края. Это создаст впечатление, что мазок выполнен в несколько приемов. Помогает ускорить процесс росписи.

Кисть «Лепесток».(03RB)

Имеет преимущество перед традиционной овальной кистью в виде удлиненной рабочей части, на которую можно набирать дополнительные цвета, что делает мазок более живописным.

Кисть «Трафаретная». (04RB)

Визуально похожа на традиционную трафаретную кисть, но, в отличие от нее, выполнена из синтетического волоса. Используется для работы с трафаретами, а также для живописных и декоративных работ.

Кисть наклонная. (05RB)

Позволяет создавать четкий направленный мазок. С ее помощью создается текстура, формируются тонкие линии, прорисовки. Данная форма кисти позволяет легко набирать два цвета краски, даже на кисти небольших размеров

Кисть овальная. (06RB)

Сочетает в себе преимущества плоской и круглой (в перпендикулярном положении к поверхности) кистей.

Кисть «Гребешок». (07RB)

Имеет два уровня выставки волоса, что позволяет получить мазок, состоящий из отдельных линий. Идеально подходит для рисования шерсти животных, травы, ветвей елей.

Кисть «Контурная». (08RB)

Имеет укороченную, по сравнению с обычной плоской кистью, выставку волоса, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством мазка. Кроме того, более короткая выставка волоса облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур. Незаменима при осваивании техники двойного мазка.

Кисть «Оленье копытце». (09RB)

Её скошенный край облегчает набор нескольких цветов краски и позволяет добиваться более четкой детализации элементов.

Кисть «Лайнер». (10RB)

За счет удлиненной рабочей части позволяет набирать большее количество краски и оставлять длинные аккуратные мазки.

Кисть «Ступенька». (11RB)

Ее фигурный край позволяет выполнять мазки сложной формы, а также набирать дополнительные цвета на выступающие края, что делает мазок более живописным – визуально создается впечатление, что он выполнен в несколько приемов. Помогает ускорить процесс росписи.

Кисть «Трезубец». (12RB)

Фигурный край позволяет выполнять мазки сложной формы, набирать дополнительные цвета на выступающие края. Это делает мазок более живописным — визуально создается впечатление, что он выполнен в несколько приемов. Помогает ускорить процесс росписи.

Кисть овальная фигурная. (13RB)

Её фигурный край позволяет добиваться более фактурного мазка, интересных цветовых переходов. Идеальна для написания цветов с «рваными» лепестками (ромашка, гвоздика).

Кисть «Ласточкин хвост». (14RB)

Плоская кисть с фигурным краем позволяет выполнять мазки сложной формы, набирать дополнительные цвета на выступающие края, что делает мазок более живописным -визуально создается впечатление, что он выполнен в несколько приемов. Помогает ускорить процесс росписи.

Кисть «Трафаретная». (15RB)

В данном исполнении имеет укороченную выставку волоса. Служит для проработки мелких деталей узора и нанесения краски на неровную поверхность.

Кисть «Шотландка наклонная». (16RB)

С ее помощью можно выполнить одновременно несколько параллельных линий. Позволяет легко и быстро создавать фактуры, имитирующие текстиль.

Кисть плоская. (17RB)

Служит для нанесения ровных широких мазков. Благодаря удлиненной выставке волоса кисть удерживает больше краски. Идеально подходит как для традиционных техник живописи, так и для техники двойного мазка.

Кисть «Шотландка». (18RB)

С ее помощью можно выполнить одновременно несколько параллельных линий. Позволяет легко и быстро создавать фактуры, имитирующие текстиль.

Разновидности кистей: какую кисточку купить, для чего нужны разные кисти? Часть 2.

КАЧЕСТВО ЧЕРЕНКА КИСТИ
Так как черенок — непосредственный участник работы кистью, то его удобство и качество материала не менее важны, чем ворс кисточки. В идеале — в меру длинный деревянный черенок без покрытия лаком или краской.

Читайте также  Пошаговое рисование на ногтях для начинающих

Даже если во время рисования черенок кисти будет пачкаться и засаливаться, он останется гладким, удобным для удерживания в руке и будет устойчив к воздействию воды и разбавителей. А если к нему пристанет слишком много засохшей краски, его легко можно будет промыть водой с хозяйственным мылом или, на крайний случай, отшлифовать мелкой наждачкой до состояния чистого дерева.

Любое покрытие черенка может деформироваться: пластик царапается и скалывается, краска и лак трескаются и облазят. Это происходит и от ненадлежащего хранения кистей и от постоянного замачивания в воде и разбавителе и просто от механических деформаций. Деформированный черенок кисти мешает в работе, особенно если покрытие скалывается и попадает на холст или в палитру.

КРУГЛЫЕ ИЛИ ПЛОСКИЕ КИСТИ
Практически все кисти выпускаются в трёх разновидностях — круглые (скрепка в виде круглого цоколя), плоские (цоколь в скрепке с ворсом сильно сплющен — до 2-3 мм), чуть сжатые (цоколь в скрепке с ворсом немного сплющен — 5-6 мм).
Для разных целей подходят разные кисти. Плоскими удобно начинать работу и писать этюды большого формата — они наносят широкие крупные не слишком фактурные мазки. Полуплоскими, немного сжатыми кистями хорошо писать в мазковой технике — мазки кисточкой получаются объёмные, подвижные, фактурные (кисть хорошо набирает и в меру обильно выпускает краску на холст). Также такие кисти позволяют смешивать оттенки краски на палитре не до конца, что придаёт этюду особую живописную выразительность. Круглые кисти помогают деликатно вписывать детали и укладывать мазки точно по форме.
Для полноценной живописи стоит использовать все три вида кистей.

ФОРМА КИСТЕЙ
У круглых кистей форма бывает заострённой или овальной. Заострённой кистью (когда самые длинные тонкие волоски кисти сходятся вместе в острый кончик) удобно прописывать мелкие детали и тонкие линии. Она может регулировать толщину линии и мазка в живописи, делая его певучим, местами слегка утолщённым. Такую форму кистей используют для обводок, подчёркиваний, вписывания мазков краски точно в нужное место (рефлексы, текстуры, особенности формы). Круглой кистью овальной формы можно моделировать объёмы предметов, выполнять растушёвки и списывания.
У плоских кистей форма бывает квадратной, со скруглёнными углами и овальной. В зависимости от вкусовых предпочтений художника, используются разные кисти, дающие разный силуэт мазка. Квадратная форма кисти придаёт мазкам краски более резкий, рваный характер (что хорошо для натюрмортов, пейзажей). Кисть со скруглёнными углами укладывает мазки более деликатно, объединяя их друг с другом (это хорошо для живописи фигур людей и животных). Овальные кисти наносят мазки, втирая их друг в друга, граница мазка в живописи получается мягкая и округлая (это применимо для живописи портретов).

РАЗМЕР КИСТЕЙ
Разные производители имеют свой диапазон и шкалу размеров кистей. Одинаково одно — чем меньше номер, тем уже и меньше волосяная часть кисти. Существуют даже кисти номеров 0 и 00, они применяются, в основном, для художественной росписи, реже в живописи.
Для полноценного живописного произведения художники используют разные по размеру кисти (качество и профессионализм живописца определяется и по наличию мазков разных размеров в одной картине). Обычно начинают кистями больших размеров (кисти № 20-30) — ими закладываются основные цвето-тональные сочетания, предметы и объекты прописываются по форме кистями среднего размера (кисти № 10-20), а мелкие детали и части уточняются мелкими кистями (кисти №3-10). Самыми тонкими кисточками подводят края предметов в тени, уголки глаз, ставят мелкие блики.
Небольшой нюанс — плоские кисти нумеруются только по чётным размерам (2, 4, 6 и т.д.). Это сделано для удобства — при сжатии круглой кисти она расплющивается и становится широкой и плоской, меняет параметры и размер.

ПРОИЗВОДИТЕЛИ КИСТЕЙ
Каждый художник выбирает на свой вкус и задачу кисти под себя. Обычно производители выпускают кисти линейками (например, щетинные плоские кисти или кисти из тонкой белой синтетики, или белка микс), поэтому даже у одного производителя кисти бывают разные.

Из отечественных производителей кистей для живописи хорошо себя показали “Roubloff” (г. Киров), “Байкал”(“ALBATROS”, г. Новосибирск), “Decola”, “Сонет” (последние две — Завод художественных красок “Невская палитра”).
Из импортных производителей кистей для живописи — “Bruno Visconti”, “Pinax” (Китай), “Royal Talens” (Нидерланды), “Winsor&Newton” (Великобритания), “Escoda” (Испания) и другие.

НЕОБЫЧНЫЕ КИСТИ
Флейцевые кисти (флейцы) — очень крупные, широкие и плоские кисти, похожие на строительные. Бывают не только щетинные и синтетические, но и из пони и белки (для крупных работ акварелью). Применяются для рисования на большом формате широкими мазками или заливками (их нумерация от №20 и далее).

Веерные кисти — применяются для растушёвывания контуров и смягчения контрастов. Особенно востребованы в батике (живопись по ткани), аквагриме, художественной росписи, реже в традиционной живописи.

Каллиграфические кисти (кисти для каллиграфии):

* Шрифтовые тонкие кисти (шлепперы) — круглые и супердлинные, подходят для выписывания очень тонких аккуратных буквиц и для проведения тонких линий, прямых и дугообразных. Можно использовать нажим, а можно работать однообразной линией.

* Кисти для китайской туши — каллиграфические кисти из козы или пони с длинным широким пучком ворса, сильно заострённым на конце. Подходят для китайской живописи тушью и для каллиграфических экспериментов. Они дают красивые богатые фактуры мазков и позволяют рисовать экспрессивно, динамичными штрихами и мазками.