Кто хочет комиссарского тела откуда

Кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?

Николай Коляда привёз в Москву легендарную «Оптимистическую трагедию» советского драматурга Всеволода Вишневского и потрясающе разыграл её на сцене Театрального центра «На Страстном».

Сегодня «Оптимистическая трагедия» многим кажется избыточно пафосной и редко играется. Но эта пьеса написана непосредственным участником событий и человеком верящим в то, что пишет – романтиком революции. Во время Первой мировой войны четырнадцатилетний гимназист Вишневский сбежал на фронт, успел побывать в двух боях пока его не узнал полковой священник, ранее преподававший в его гимназии Закон Божий. Священник настоял, чтобы мальчишку из дворянской семьи вернули домой. Это спасло гимназисту жизнь, через три дня его рота почти вся погибла. В Петрограде Вишневский досрочно сдал экзамены за пятый класс и снова сбежал на фронт, получил Георгиевский крест и две георгиевских медали. В шестнадцать был ранен, вернулся в Питер, где примкнул к солдатам, действующим на стороне большевиков. В свои восемнадцать он записался в Волжскую флотилию, где служил пулеметчиком на буксире «Ваня», позже переименованном в «Ваня-коммунист». В девятнадцать он попал пулемётчиком на бронепоезд в Первую конную на Украину. Его страсть к подвигам куда только его не приводила — он участвовал в военных действиях в Испании 1936 года, в советско-финской войне 1939-1940 гг., не говоря уже про Великую Отечественную. Примечательно, что свой Георгиевский крест он не снимал и носил вместе с советскими наградами, которых у него было не мало: два ордена Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Трудового Красного Знамени, орден Красной Звезды и орден «Знак Почёта». Всеволод Вишневский не без основания полагал, что он может писать о героях, готовых отдать жизнь за светлое будущее. И у меня есть подозрение, что образ Комиссара в «Оптимистической трагедии» он писал с себя, а чтобы это было не так заметно, превратил его в женщину.

На мой взгляд, Николай Коляда поверил в искренность автора и в революционный романтизм главной героини «Оптимистической трагедии» Вишневского. И, конечно же, он добавил разумную долю скепсиса и даже стёба, но глумиться над героями пьесы не стал. Лейтмотивом для героини Василины Маковцевой он сделал «Смерть пионерки» Эдуарда Багрицкого: «Нас водила молодость в сабельный поход, нас бросала молодость на кронштадтский лёд…» Её партийная принадлежность в постановке Коляды растворилась в революционном романтизме, праве молодости на бунт против старых порядков ради этого самого светлого будущего. И праве романтиков умирать молодыми, сохраняя свою веру и передавая её живым как эстафету. Скажем, если бы романтик из небольшого поселения Назарет в Верхней Галилее не отдал свою жизнь в споре с религиозными старейшинами, то и христианства у нас не было бы. В качестве стёба появляется изображение Ленина, которому здесь поклоняются как иконе, изображая для галочки верность заветам Ильича, любители делают селфи на фоне умирающих. Мхом поросшие музыкальные номера от «Родина слышит, родина знает» до «И когда на море качка» тоже можно отнести к стёбу над отмирающими традициями советского периода. Но музыкальным сопровождением для революционных бунтарей-романтиков, преодолевающих страх, боль и смерть стал совсем свежий суперхит альтернативного рока «Уверовавший» (Believer) модной сегодня группы Imagine Dragons. Сейчас он звучит из каждого утюга и весьма созвучен с происходящим на сцене, задавая бешеный, современный ритм. «Пусть летят пули, пусть обрушиваются дождем, моя жизнь, моя любовь, мой драйв — всё пришло ко мне от боли! Боль! Ты заставила меня, заставила меня верить, верить…»

Все традиционные приёмы Коляды в спектакле конечно же присутствуют, и здесь они доведены до совершенства. Пластиковые бочки для кулеров превращаются в морские волны с «кровавой пеной» из букетов гвоздик, которые выносят выносят на берег мёртвые тела. Этот образ настолько убедителен, что заставляет мгновенно поверить и в другие условности — вплоть до кусков хозяйственного мыла, которые могут изображать что угодно. Условности в одежде, несоответствующей историческому периоду, только подчеркивают, что история рассказывается как притча. Берет-чегеварка со звездой на Комиссаре Василины Маковцевой говорит о том, что революционная романтика не имеет исторических и географических границ. Как и безжалостное колесо насилия и вседозволенности: без суда и следствия убивают моряка за воровство кошелька у старушки, убивают старушку за то, что кошелёк нашелся в её кармане, убивают пленных офицеров, убивают Вожака в том числе за убийство пленных офицеров. Морская волна из пластиковых банок готова равнодушно принять всех.

Игра актёров вызывает восторг и мурашки по всему телу. Василина Маковцева более чем убедительна в культовой сцене «Кто ещё хочет комиссарского тела?» и в романтической сцене «Когда мне понадобится, — я нормальная, здоровая женщина, — я устроюсь. Это не так трудно». Она очень органично сочетает в себе качества полуребёнка, зрелой женщины, бескомпромиссного бойца. Тамара Зимина чудо как хороша, перевоплощаясь в полдюжины персонажей один за другим. Она и заботливая мать пионерки-комиссара с маленьким нательным золочёным крестиком: Я ли не копила, Ночи не спала, Все коров доила, Птицу стерегла,- Чтоб было приданое, Крепкое, недраное, Чтоб фата к лицу — Как пойдешь к венцу! Не противься ж, Валенька! Он тебя не съест, Золоченый, маленький, Твой крестильный крест. Она и старушка с украденным/нашедшимся кошельком и… да кто угодно! Олег Ягодин отстранённо играет командира, растерявшего свои волевые, командирские качества с минимумом отпущенных на его долю слов. Мурад Халимбеков удивительно убедителен и в безжалостных разборках матросов, и в философских сценах поиска смысла и в романтических сценах. Заслуженный артист РФ Сергей Фёдоров хорош и в массовых сценах, и в роли Сиплого.

Привычная массовка до совершенства слажена и сплочена — от актёра, совмещающего обязанности рабочего сцены, до заслуженного артиста РФ. Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг! Даже отряд анархисток, прибывших на помощь своему вожаку из публичного дома, надо полагать, двигается невероятно сплочённым, революционным строем.

На мой взгляд, это один из важнейших спектаклей репертуара «Коляды-Театра», который надо смотреть обязательно.

Комиссарское тело.

Привет форумчанам. Просветите, плиz. :))) Что означает выражение «Кому еще комиссарского тела»? И что это за тело такое?? :))))))))

это из фильма кажется какого то..

в те далекие времена это означало тело недоступное, класса VIP, пышное тело, как правило ))

фильм Оптимистическая трагедия

Это из фильма об Октябрьской революции, Крылатая фраза -в роли Крассного комиссара Л.Гурченко

теперь песня крутится все время в голове:

«Степка справа я слева, перепортим их девок, сучье семя повыведем..комиссарского тела, мать моя захотела..»

че то в этом роде)

Это из фильма об Октябрьской революции, Крылатая фраза -в роли Крассного комиссара Л.Гурченко

Гурченко, конечно, сама оптимистическая трагедия ))) но Комиссара она не играла. А фраза да, из этого фильма.

А классику-то и не знаем!

в те далекие времена это означало тело недоступное, класса VIP, пышное тело, как правило ))

Т.Е. Можно счесть за комплимент?

А классику-то и не знаем!

дА КАК ТО Я ДАЖЕ В СТУПОРЕ, ЧЕСН СЛОВО! Вроде чёта где то слышала, а как понять то. улыбаться или нет, если это моё тело имелось в виду. :))))))))))))))))))))))))))

В роли комиссара-Маргарита Володина

1917 год. В отряд матросов-анархистов, который возглавляет анархист Вожак,от ЦК партии большевиков назначен комиссар. Ей поручено переформировать отряд в Первый матросский полк. Единственный оставшийся на корабле живой офицер должен стать его командиром и вместе с комиссаром повести полк на фронт. Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара («А давайте, товарищ, женимся!»), наблюдая за развитием событий со стороны. Но комиссар из своего браунинга хладнокровно в упор стреляет в одного из насильников. После чего произносит, ставшую крылатой, фразу: Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?. Сифилитик Сиплый, подручный Вожака,предлагает убить комиссара, но Вожак отклоняет это предложение под предлогом того, что тогда пришлют нового комиссара, а «это женщина для нас ценная, в ней анархистская жилка есть».

В роли комиссара-Маргарита Володина

1917 год. В отряд матросов-анархистов, который возглавляет анархист Вожак,от ЦК партии большевиков назначен комиссар. Ей поручено переформировать отряд в Первый матросский полк. Единственный оставшийся на корабле живой офицер должен стать его командиром и вместе с комиссаром повести полк на фронт. Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара («А давайте, товарищ, женимся!»), наблюдая за развитием событий со стороны. Но комиссар из своего браунинга хладнокровно в упор стреляет в одного из насильников. После чего произносит, ставшую крылатой, фразу: Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?. Сифилитик Сиплый, подручный Вожака,предлагает убить комиссара, но Вожак отклоняет это предложение под предлогом того, что тогда пришлют нового комиссара, а «это женщина для нас ценная, в ней анархистская жилка есть».

Позор на мою седую голову. Надобно хоть фильму глянуть. :)))

правильно фраза звучит «Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?»

Читайте также  Какие части тела нравятся девушкам

Прикольный сюжет! Сифилитики, групповушка. Хочу позырить фильм!

Такую фразу я слышала в фильме «Дети понедельника». Классная русская комедия. Посмотрите-сплошные приколы там! : )

ЛВ роли комиссара-Маргарита Володина

Позор на мою седую голову. Надобно хоть фильму глянуть. :)))

Володина там очень хороша! Кстати,и молодой Тихонов очччень хорош. Он в комиссара потом влюбляется,очень трогательная сцена их последнего разговора. Посмотрите,не пожалеете.

Пишет, даже деньги присылает, а встречу игнорирует!

Сложно представить что дочь взрослая и ведет взрослую жизнь

Незнакомый мужчина в аэропорту

Кому было больно лишаться девственности

Как мужчины понимают, что женщина доступная

Вопрос одиноким мужчинам за 30-ть!

Женщины хотите богатого, будьте такими же

Скучные женщины

Тут есть те кто женились на не девственницах ?

Выбор редакции

Родственники мужа!

Ушёл муж к другой

Свекровь считает, что муж должен по квартире племянникам

Полюбила женатого.

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2021 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронцева О. А.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

«Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?» Трагический смысл «крылатой» фразы

Есть фразы, ставшие как будто крылатыми, однако их современное употребление зачастую не соответствует контексту и смыслу, заложенному в них изначально. Увы, вынесенная в заголовок фраза — одна из таких. А между тем, это цитата из знаковой для своего времени пьесы Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия».

1918 год. В морской отряд, которым руководит анархист Вожак, назначена женщина-комиссар. Ей поручено переформировать отряд в Первый матросский полк и повести его на фронт. Под её руководством анархический отряд моряков становится сплочённым революционным полком, готовым вступить в бой с врагом. Но этой победе предшествует целый ряд перипетий, конфликтов, столкновений между комиссаром и матросами-анархистами. Так, однажды Вожак провоцирует попытку группового изнасилования комиссара, но комиссар в упор стреляет в одного из насильников, после чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?».

У нас сегодня был пост, посвящённый 120-летию со дня рождения Всеволода Вишневского, с фрагментом спектакля «Оптимистическая трагедия» в постановке «Ленкома» с участием блистательных актёров: Инны Чуриковой (Женщина-комиссар), Евгения Леонова (Вожак), Николая Караченцова (Алексей), Александра Абдулова (Сиплый).

Для всех, кому интересна полная версия произведения, предлагаю радиоверсию спектакля в постановке Государственного русского драматического театра Белорусской ССР им. М. Горького (Минск), режиссёр Михаил Спивак, 1957 год.

Всеволод Вишневский. Оптимистическая трагедия. Спектакль Государственного театра Белорусской ССР. 1957. Источник: канал на YouTube «Советское радио. Гостелерадиофонд СССР», https://goo.gl/vHoSmv

Дубликаты не найдены

современное употребление зачастую не соответствует контексту и смыслу, заложенному в них изначально


Интересно, и как по вашему эта фраза про «комиссарское тело» в современности интерпретируется?

П. С. Фильм смотрел (с Тихоновым и Андреевым) по ч/б телевизору.

А знаете, выросло уже пару поколений которые не только не видели «Оптимистическую трагедию» но и слыхом о ней не слышали. И если остальные перечисленные вами фильмы периодически показывают, то когда шел этот я даже не рискну предположить. А фразу слышали от родителей , бабушек-дедушек, ведь она и вправду стала крылатой, а контекст ее стерся.

Уважаемый, где я должна даты исправить? И чего вас дальше понесло?

Я в курсе, я смотрела этот спектакль в разных вариантах. И что?

Мистер Невнимательность), я не ТС, я такой же комментатор как и вы.)

Был еще худ фильм с участием Тихонова и Маргариты Володиной, Сиплого играл Всеволод Санаев — классный фильм, талантливые актеры.

Оптимистическую трагедию не смотрел, но смысл фразы сразу так и понял. А что, собсн, можно понять не так?

но комиссар в упор стреляет в одного из насильников, после чего произносит фразу, ставшую крылатой: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?».

Шикарные Пельтцер и Абдулов в легендарной «Поминальной молитве»: тогда уже Абдулов говорил текст за них двоих.

6 июня любимую актрису вспоминали поклонники таланта Татьяны Пельтцер: ей исполнилось бы 117 лет (1904-1992).

Необычная фамилия досталась коренной москвичке Татьяне от её отца — немца Иоганна Робертовича Пельтцер, который работал портным (шил шубы – «пельтцы», и так семейное дело дало фамилию). Мать будущей актрисы была дочерью главного раввина, и в семье до начала Первой мировой войны говорили только на немецком. На сцену Татьяна впервые вышла в возрасте 9 лет, а в 11 так сыграла Серёжу в «Анне Карениной», что впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном.

Актёрская судьба Татьяны Пельтцер складывалась нелегко, но это оказалась именно её судьба, от которой невозможно уйти. Сначала, ещё не имя специального образования, Татьяна Ивановна играла в разных театрах, потом в 1927 году вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с ним в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Но жить без России и без театра Пельтцер не смогла, а посему развелась с мужем (тёплые отношения они сохраняли всю жизнь) и вернулась домой.

А затем были Московский театр миниатюр, Театр Сатиры, «Ленком» с Марком Захаровым и, конечно, кино. Кажется, Татьяна Пельтцер сыграла всех на свете мам, бабушек, зловредных старушек и добрых тётушек, любящих, понимающих, спешащих и везде успевающих героинь — всего более 50 театральных работ, более сотни кинофильмов и телеспектаклей, серии «Ералаша» и «Кабачка 13 стульев», а ещё незабываемые радиопостановки и звукозаписи спектаклей с её участием, озвучивание детских мультфильмов и пластинок.

К сожалению, в последние годы Татьяна Ивановна страдала провалами в памяти, и в этом плане её участие в одном из последних для актрисы спектаклей — «Поминальная молитва» по одноимённой пьесе Григория Горина в постановке Марка Захарова в Ленкоме — очень необычно: актриса играла практически без слов, а реплики за неё говорил Александр Абдулов. (по сюжету — её сын). И даже в этот период публика обожала Пельтцер, и каждый выход актрисы на сцену сопровождался овациями зрительного зала.

Вот небольшой фрагмент из этого спектакля. Александр Абдулов — Менахем-Мендл, Татьяна Пельтцер -Берта, мать Менахема, Владимир Стеклов — Тевье, молочник, Александр Сирин — Мотл, портной. Действие происходит в дореволюционной России, в тот период, когда начались гонения евреев. Режиссёр-постановщик Марк Захаров. 1989 год.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Музыка

Метки

Рубрики

  • Византия (50)
  • Кинокритика (50)
  • Монастырь (43)
  • Беларусь (31)
  • Белокаменная архитектура (30)
  • Таруса (25)
  • Каппадокия, Ихлара (20)
  • Апокалипсис (16)
  • Питер (15)
  • Корова и хозяйство (13)
  • Псков (12)
  • Икона (9)
  • Калевала (8)
  • Офисные одуванчики (8)
  • Михаил Лермонтов (8)
  • Перевод (7)
  • Из жизни архетипов (6)
  • Священные сооружения (5)
  • Киплинг (5)
  • Брейгель (5)
  • Марина Цветаева (5)
  • Чернотроп (4)
  • Огинский Михаил Клеофас (4)
  • Александр Иванов (3)
  • Михаил Врубель (3)
  • Босх (2)
  • Толстой Л.Н. (2)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Фильм «Оптимистическая трагедия»

Это герои, показанные в штормовых волнах в самом начале. С первых кадров фильм погружает в античность, в какую-то мистериальную и фантастическую реальность. А кто по незнанию недопогрузился — того вмиг притапливают прямые обращения, фигуры «ведущих хора», которые обращаются к зрителям, выражают авторские размышления и переживания.

Греческая трагедия начинается с ввода (пролога), за ним следует выход хора с песней (парод), затем — эписодии (эпизоды), которые прерываются песнями хора (стазимами), и последняя часть — заключительный стазим и уход актёров и хора — экзод. Приблизительно так же и в фильме, включая песни. И в еликолепный актерский состав.

Возрождении героя после его смерти (кто бы ни был этим героем – Озирис, Дионис или даже Христос) была первой оптимистической трагедией в истории художественного осмысления человеком законов жизни. Смерть как источник жизни.

Читайте также  Чешется тело после мытья

Фильм обращается к истокам греческой трагедии, которые тогда, впрочем, как и сегодня, безвозвратно утрачены. Это связь с мистериальным началом: трагедия происходит из обрядов, посвященных богу Дионису; культ Диониса, или Вакха, – это (временный) выход за пределы установленного культурного порядка, отмена основополагающих границ и различий – социальных, гендерных, сексуальных, даже антропологических (между богом и человеком, между человеком и зверем), вакхическое буйство, завершающееся раздиранием тела бога или его заместительной жертвы (козла, tragos’а) и тем самым указывающее на ритуальный – жертвенный – исток трагедии.

И вот на корабле — выход за пределы установленного порядка. Матросы — анархисты

А вот и будущая жертва. На борт корабля, где процветает полная анархия и всякие нехорошие болезни направлен комиссар. Комиссар в юбке.

Но за красивым лицом и хрупким телом скрывается настоящая машина. Она напоминает, скорее, терминатора, чем женщину. Никаких эмоций, маска вечно нахмуренного сурового лица, глухой стальной голос.

полное самообладание и хладнокровие, одна могучая воля — и никаких чувств.

да-да, это как раз «Кто еще хочет попробовать комиссарского тела?»

Ком иссар гнёт свою линию, и все обсуждения заканчиваются миролюбивым — «мы поладим»

Но однако, тут смертельное противостояние. Противостояние Вожак — Комиссар.

А вот чудовищный в своей бессмысленной жестокости эпизод. Старушка вроде бы узнала того, кто украл у нее кошелек. Его казнят — выбрасывают за борт в мешке.

Но потом кошелек находится, старая женщина ошиблась. и ее тоже — в мешок — и за борт.

Дальше лирическая и очень грустная сцена — вальс прощального вечера. Завтра — на войну.

Долгий пеший переход от моря — до моря. Иногда — на поездах. «Прощай, родная Балтика!»

Но чаще — пешком. Нескончаемо долго. И постепенно комиссар оживает.

А когда случается бой — командует.

Вот она уже и шутит, и улыбается, цитирует по памяти расстрелянного Гумилёва.

Но вопрос «стоит ли внимание человек, когда речь идет о человечестве?» — остаётся без ответа.

После боя Комиссар высмеивает трусость Алексея, но мягко и я бы даже сказала, деликатно) «Приступ классовой ненависти случился, что ты на врага смотреть не мог?»

Все разговоры подслушивают Вожак и его ближайший помощник — сифилитик Сиплый.

Какие бы интриги они не плели, похоронив мертвых, полк движется дальше.

А потом и Вожака.

Театр еще в Древней Греции старались использовать как орудие агитации и пропаганды идеологии.

Идеология и искусство — две вещи несовместные. Идеология уже ответила на все вопросы бытия и чётко разделила белое и чёрное, своё и чужое, друзей и врагов. Тогда как настоящее произведение искусства имеет дело с общечеловеческими ценностями. Искусство каждый раз заново и непредвзято пытается познавать мир, ищет ответы на «проклятые» вопросы. И основа здесь не политические, национальные или религиозные постулаты. Мерой всех вещей является Христос, идеал нашей цивилизации, как бы этому внешне не сопротивлялась идеология.

И всё равно насилие и смерть не могут восприниматься нормально.

С иронией воспринимается эпизод прибытия банды анархистов. Как быстро их взяли в оборот!

И строевым шагом пополнившийся полк идёт к месту назначения. Via Dolorosa почти.

И вот он, роковой план.

И предательство Сиплого. И последние слова Вайнонена.

Практически оплакивание. Почти «Пиета».

И полёт мертвого Комиссара.

При всем трагизме. на гоголевскую панночку похоже, ой!)

Кто хочет комиссарского тела откуда

Она знала, что её имя в переводе с греческого означает «Чайка». Может быть, отсюда родилась сказочная детская мечта – прожить жизнь в полёте, на бешено несущемся ковре-самолёте. Слова анкеты, произнесённые Ларисой со смехом, оказались пророческими. Судьба действительно подарила ей безумно яркую, вымечтанную с юности фантастическую жизнь, калейдоскоп невероятных событий. Он был нелепо и безжалостно прерван банальным глотком сырого молока. Брюшной тиф, Кремлёвская больница, смерть. Ей не было и тридцати лет.

Валькирия Революции

Так называли друзья эту выдающуюся женщину. «Стройная, высокая… Плотные темноволосые косы тугим венчиком лежали вокруг её головы. В правильных, словно точёных, чертах её лица было что-то нерусское и надменно-холодноватое, а в глазах острое и чуть насмешливое». (Вс. Рождественский).

Сын писателя Леонида Андреева, Вадим, восхищался: «Когда она проходила по улицам, казалось, что она несёт свою красоту, как факел… Не было ни одного мужчины, который прошёл бы мимо, не заметив её, и каждый третий… врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе…».

Лариса Рейснер родилась 2 мая 1895 года в г. Люблино. Она происходила из древнего и знатного рода прибалтийских немцев – юристов, пасторов, врачей. Их отдалённые предки участвовали в крестовых походах. В семье гордились одним из них, писателем, который был сподвижником Эразма Роттердамского.

Отец Ларисы Михаил Александрович Рейснер, хоть и был профессором права, но политические взгляды его были далеки от ортодоксальных. На одной из студенческих лекций он сказал: «В России нет права, оно смешивается с моралью, которая со своей стороны имеет полицейский характер». И был сразу же зачислен в «клан неблагонадёжных».

Росла своенравным упрямым ребёнком. Нет ни одного фотоснимка, на котором она держала бы в руках куклу.

Один из своих дней рождения гимназисточка встретила не в модном кафе на углу Невского и Владимирского, а за городом, на Комендантском аэродроме, где в те дни проходила неделя показательных полётов лучших лётчиков мира. С восхищением и азартом она смотрела на этих бесстрашных спортсменов, авантюристов, всадников международного неба. В биении их отважных сердец она предчувствовала, что «человечество на бумажных крыльях, обрызганных кровью, пробивало себе путь к небу». И хотелось быть среди них.

Но авиатором она не стала. Опубликованные в журналах первые стихи, мистическая трагедия об Атлантиде пробудили в ней огонь творчества. Она пишет роман «Рудин», и возникает мысль издавать под тем же названием свой собственный журнал.

Новое дело увлекло. Поддержка отца, авторитет его имени привлекли блестящих литераторов – Леонида Андреева, Осипа Мандельштама, Льва Никулина. И вот в новогоднюю ночь 1916 года, вспоминала юная издательница, «журнал привезли из типографии завёрнутым, как новорождённого, и торжественно развернули на столе. На белой чистой обложке открылась голова Рудина… Как молод был Рудин в этот день своего второго дня рождения!».

«Бродячая собака». Знакомство с Гумилёвым

Теперь надо было искать новых авторов, заводить знакомства с меценатами. На литературных вечерах, вернисажах её поразительная красота не оставила равнодушных. В конце января 1915 гола она читает свои стихи в кабачке поэтов «Бродячая собака». Сумбурные, путаные стихи. «Что она читает? – пробежал по рядам недоуменный шёпот. – Может быть, она социалистка…». Ни этих слов, никого из молодых эпикурейцев, ждущих своей очереди с виршами в руках, она не слышала. Не могла оторвать взгляд от того, кто был вселюдно провозглашён «Королём поэтом» – Николая Гумилёва. «Узкий длинный череп, безжалостный лоб, неправильные пасмурные брови, глаза – несимметричные, с обворожительным пристальным взглядом», – вспоминала она позже. Он был рад познакомиться с ней как с обворожительно красивой девушкой, но совершенно бездарной, по его мнению, поэтессой.

Свидание с Гумилёвым перевернуло всю жизнь Ларисы. Она знала, что он несвободен. Его женой была известная ей Аня Горенко, писавшая под псевдонимом Анна Ахматова. Стихи её вызывали восхищение. Но это не остановило Ларису, наоборот, соперничество только разжигало её страсть.

На ковре-самолёте гумилёвской поэзии любовники побывали на Мадагаскаре и в Эфиопии, на неведомых островах, где ещё водятся игуаны и хамелеоны.

Признанный негодным к воинской службе из-за болезни почек, Гумилёв всё же снова вырвался на фронт. Но вскоре вновь появился в Петербурге. «У меня пока три заслуги – мои путешествия и эта война, – говорил Гумилёв, кавалер двух Георгиевских крестов. – На войне мне физически трудно, но духовно хорошо в освободительной войне».

В пропахшей порохом шинели, Гумилёв был героем этой кровавой бойни. Вокруг него, когда он приезжал с фронта, как бабочки вились столичные красотки. На одной из них он впоследствии женился. Ни безумная любовь к Ларисе, ни рождение Ахматовой сына Льва не остановили его.

Была и ещё одна, наиболее, пожалуй, главная причина их раскола. Далёкий от политики, жрец чистого искусства, Гумилёв не понимал и не хотел принимать революцию. Для семьи же Рейснер крах самодержавия был долгожданным, а для самой Ларисы отныне Революция станет смыслом жизни и творчества. Не сказочные острова, не мистические мечты обоих поэтов, а всенародное восстание, испепелившее старую власть и требовавшее засучить рукава и броситься на строительство нового мира.

Первая леди большевистского Адмиралтейства

Первая должность Ларисы Рейснер в новой власти – секретарша наркома просвещения Луначарского. Когда она пришла наниматься на работу, её спросили, что она умеет делать. «Стрелять, ездить верхом, если надо – могу умереть за революцию». Стихи сменились огненной публицистикой. Даже сегодня обжигает фейерверк метафор и шквал сравнений её поэтической, страстной публицистики. Её очерки о моряках породили немало легенд – будто бы бесстрашная Мадонна, она отдала приказ крейсеру «Аврора» произвести исторический выстрел по Зимнему дворцу и ходит в сопровождении революционных моряков по улицам Петрограда. В Гатчине, выполняя очередное корреспондентское задание, Лариса познакомилась со своим будущим мужем – мичманом Фёдором Ильиным-Раскольниковым. Это произошло ровно через год после разрыва с Гумилёвым, в мае 1918 года. Тогда же она вступила в партию большевиков.

Читайте также  Дермотония тела отзывы

Молодой, энергичный, мужественный, в прошлом гардемарин, Раскольников был хорошо известен в партии, членом которой он состоял с 1910 года. Роспуск Учредительного собрания, потопление по приказу Ленина кораблей Черноморского флота прославили его. Наркомвоенмор Л. Д. Троцкий поручал бесстрашному комиссару самые опасные и рискованные дела. Раскольников был влюблён в Ларису. Она становится «придворной» большевистской дамой: разъезжает на автомобиле в кожанке, красной косынке и с браунингом; повергает в ужас «недорезанных буржуев» и восхищает пролетариев. Но ей это показалось мало – «красная чайка» жаждет реальных подвигов, живого дела и летит на фронт Гражданской войны. Конечно же, с Раскольникоым, которого назначили руководить Волжско-Каспийской флотилией. Лариса следует за ним, но не ограничивается положением жены командарма, адъютанта или флаг-офицера, она добивается назначения на пост комиссара разведывательного отдела. Переодевшись крестьянкой, Рейснер пробирается в тыл к белым, чудом возвращается живой; не раз рискует жизнью в боях, усмиряет и вдохновляет взбунтовавшихся матросов-анархистов.

Барышня из дворянского рода, не жалея себя, наравне с матросами терпит лишения, грязь, кормит вшей в окопах, борется с долго мучившей её тропической лихорадкой. И вместе с тем она не отказывалась от радостей жизни, с удовольствием прогуливалась по Волге на царской яхте «Межень», наряжаясь в трофейные «дореволюционные» платья и «шляпы с траурными перьями». Она с наивным бесстыдством говорила: «Мы строим новое государство. Наша деятельность созидательная, а потому было бы лицемерием отказывать себе в том, что всегда достаётся людям, стоящим у власти». Неужели власть, безнаказанность так молниеносно развратили эту милую петербургскую барышню?

Яхта «Межень» стала штабным пароходом. На борту другого судна – канонерки «Ваня 5», среди матросов был 17-летний пулемётчик Всеволод Вишневский. Через пятнадцать лет он прославит эту необыкновенную женщину в знаменитой «Оптимистической трагедии».

В первой сцене «Оптимитической трагедии» комиссар приходит на анархистский корабль. Её встречают гоготом и собираются изнасиловать. Поняв, что «братишки» не шутят, комиссар выстрелила в одного из них: «Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?». И если в этом эпизоде возможны элементы творческой фантазии драматурга, то действительность была гораздо суровей и беспощадней. Когда в ходе жестоких боёв красные моряки дрогнули, белые прорвали фронт. По личному приказу Раскольникова судили и расстреляли 27 дезертиров. И она приняла в этом участие.

Владимир Короленко с отчаянием писал Луначарскому: «Полное озверение. И каждая сторона обвиняет в зверстве других. Добровольцы – большевиков. Большевики – добровольцев. И благо той стороне, которая первая сумеет отрешиться от кровавого тумана».

Победа на Каспии ознаменовалась взятием Баку. В своей приветственной речи С. Г. Орджоникидзе сказал, обращаясь к единственной женщине на флоте: «Если бы Азербайджан имел такую женщину, как Лариса Михайловна, – поверьте, восточные женщины давно побросали бы свои чадры и надели их на своих мужчин».

Персиковые сады Афганистана

Гражданская война была на исходе. Раскольников неожиданно получает назначение в Афганистан, вместе с ним едет и жена полпреда Лариса Рейснер. Но вскоре «мятежная пара» поняла: любовь, родившаяся под пулями, стала глохнуть в цветущих персиковых садах Афганистана. Особенно чувствовала себя чужой в этом земном раю Лариса. Спасала журналистская работа – ведь раньше до неё не доходили руки. Так родилась книга военных очерков «Фронт» – образец революционной журналистики, как скажут в Москве её друзья. Собирала материалы об истории Афганистана. Но личной жизни не было. Раскольников по-прежнему обожал её, но попытка родить ребёнка закончилась выкидышем. Лариса рвалась в Россию. Особенно после того, как до Кабула дошла скорбная весть о казни Гумилёва, обвинённого в контрреволюционном заговоре. Лариса рыдала, только сейчас с трагической ясностью осознав, что никого она больше так не любила, как его. «Это кара Всевышнего за расстрелянных нами с Фёдором „беляков“, – твердила она. Если бы я была в Москве, я бы не допустила этого».

И она вернулась в Россию. Безумно любивший её Раскольников чуть не на коленях умолял остаться. Первое, что она сделала – навестила вдову поэта Анну Ахматову и оставила ей и сыну свой «известинский» паёк. Рис, сахар, полбуханки ржаного хлеба. Обе смотрели друг на друга и молчали. Позже Ахматова скажет: «Она увела от меня Гумилёва».

И снова её любовью становится большевик. На этот раз видный политический деятель Карл Радек. Раскольников не дал Ларисе развода, однако разве это могло остановить «метеор революции»? Радек и Рейснер начали жить вместе. Невзрачный, невысокого роста, Радек был образованнейшим человеком, знал 13 языков. Все острые политические анекдоты приписывались ему (Радека обзывали прихвостнем Троцкого, на что он отвечал: «Лучше быть хвостом Льва, чем ж… Сталина»).

Роман Ларисы и Радекса стал притчей во языцех… Что объединяло уродливого карлика и первую красавицу Москвы? Прежде всего преданность общему делу – Революции. Оба они были насмешливы, ироничны, любили театр. Вдвоём поехали в командировку в революционную Германию, в результате чего рождается книга Рейснер «Гамбург на баррикадах».

Карл Радек был последней любовью в её стремительном и прерванном полете. После казни Гумилёва вскоре был расстрелян как враг народа и Карл Радек. Несколькими годами позднее ликвидирован агентами НКВД Фёдор Раскольников. Исчезли и многие из друзей, которые проводили её в последний путь, – Мандельштам, Бабель, Пильняк.

Но она уже, к счастью, не узнает об этом. Стакан сырого молока, выпитый в 1926 году, избавил её от жизни и неминуемых репрессий.

Предложения со словосочетанием «комиссарское тело»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: щепотка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «тело&raquo

Синонимы к словосочетанию «комиссарское тело&raquo

Сочетаемость слова «комиссарский&raquo

  • комиссарское тело
    в комиссарской кожанке
  • попробовать комиссарского тела
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «тело&raquo

  • человеческое тело
    собственное тело
    мёртвое тело
  • тело человека
    тело женщины
    тело девушки
  • части тела
    температура тела
    масса тела
  • тело напряглось
    тело обмякло
    тело ныло
  • дрожать телом
    покинуть тело
    разливаться по телу
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «комиссарский&raquo

КОМИССА́РСКИЙ , —ая, —ое. Прил. к комиссар. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «тело&raquo

ТЕ́ЛО , -а, мн. тела́, тел, —а́м, ср. 1. Физ. Материя, вещество, заполняющие определенную часть пространства; отдельный предмет в пространстве. Твердые тела. Жидкие тела. Законы падения тел. Небесные тела (планеты, звезды). (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «тело&raquo

  • Не от голода, не от любви, не от страха, не от злобы все наши мучения, а от нашего тела все зло на свете. От него и голод, и любовь, и страх, и злоба.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «комиссарский»
  • Как правильно пишется слово «тело»
  • Разбор по составу слова «комиссарский» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «тело» (морфемный разбор)

Значение слова «комиссарский&raquo

Значение слова «тело&raquo

ТЕ́ЛО , -а, мн. тела́, тел, —а́м, ср. 1. Физ. Материя, вещество, заполняющие определенную часть пространства; отдельный предмет в пространстве. Твердые тела. Жидкие тела. Законы падения тел. Небесные тела (планеты, звезды).

Синонимы к словосочетанию «комиссарское тело&raquo

  • войти в раж
  • ясное дело
  • дальше некуда
  • куда там
  • король джунглей
  • (ещё синонимы. )

Ассоциации к слову «тело&raquo

  • бедро
  • мышца
  • человек
  • тела
  • телохранитель
  • (ещё ассоциации. )

Сочетаемость слова «комиссарский&raquo

  • комиссарское тело
  • в комиссарской кожанке
  • попробовать комиссарского тела
  • (полная таблица сочетаемости. )

Сочетаемость слова «тело&raquo

  • человеческое тело
  • тело человека
  • части тела
  • тело напряглось
  • дрожать телом
  • (полная таблица сочетаемости. )

Морфология

  • Разбор по составу слова «комиссарский»
  • Разбор по составу слова «тело»

Правописание

  • Как правильно пишется слово «комиссарский»
  • Как правильно пишется слово «тело»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.