Подблюдные гадания тексты
Подблюдные гадания
Подблюдные гадания – самые интересные святочные гадания, которые обычно приурочивались к Васильеву вечеру. Название образовано от слова «блюдо» – этот предмет был обязательным атрибутом ритуала. В некоторых областях России такие гадания называли «илея» («илия») – это слово употреблялось в припевах подблюдных песен, которыми сопровождался обряд.
Начинались подблюдные гадания с наступлением темноты в избе, выбранной гадающими. В ритуале могли принимать участие как только девушки, так и молодые люди обоего пола. Иногда на такие обряды собирались почти все жители деревни.
Для гадания чаще всего брали блюдо, но это могли быть также чаша или сосуд, решето, шапка.
В него каждый участник клал украшение – колечко, сережку, брошку, запонку и т. д. Если никаких украшений у человека не было, он мог положить наперсток, пуговицу или мундштук (если это был мужчина).
Сбор предметов обычно сопровождался песнями, адресованными представителям разных половозрастных групп, присутствующих при гадании.
Например, для девушки исполняли такую песню:
Вился, вился соловей,
Да привился молодой (имя девушки).
Она меня подарит
С буйной главы венчиком,
С правой ручки перстеньком[8].
Когда все предметы были собраны, блюдо накрывали салфеткой, платком, скатертью. Сверху (или под ткань) клали кусочки хлеба, соль или уголь. Затем пели песню, славившую хлеб:
Мы не песню поем,
Хлебу честь отдаем.
Кому эта песенка
Тому жить бы богато,
Песни, в которых благословлялся хлеб, были своего рода заговором, направленным на благополучие всех, кто присутствовал при гадании. Иногда в песнях, которыми начинался гадальный ритуал, славили хозяина дома или кого-то из девушек.
Затем хлеб делили между присутствующими. Девушки прятали его в карман или рукав, чтобы потом положить под подушку и увидеть вещий сон.
Разделив хлеб, начинали гадание: пели короткую песенку, в которой отражалась та или иная судьба (свадьба, богатство, болезнь и др.). Блюдо встряхивали, и в момент произнесения каждой строки песни один из присутствующих брал из-под платка или салфетки попавшийся под руку предмет. Тот, кому принадлежало украшение, принимал свою судьбу. Если слова были непонятны, их растолковывали самые опытные участники гадания.
Иногда предметы вынимали из сосуда с водой, в таком случае исполняющий песню просто перемешивал их рукой и вытаскивал то, что попадется.
Когда в блюде оставалось всего одно украшение, песню не пели. Причем в одних областях считалось, что девушку, которой принадлежит предмет, ждет замужество, а в других полагали, что именно она останется одинокой.
В ряде деревень последнему участнику пели свадебную песню, а его кольцо, взятое с блюда, пускали по полу и следили, куда оно покатится. Если кольцо катилось к порогу, девушке предрекали скорую свадьбу, а парню дорогу.
Блюдо в подблюдных гаданиях играло роль границы, соединявшей мир живых с миром духов. Если в сосуд, используемый в обряде, наливали воду, она должна была быть принесена из проруби или колодца – канала, соединявшего людей с потусторонними сферами. Прежде чем добавить свое украшение, каждый участник делал им крестообразное движение по краю сосуда.
В качестве современного варианта подблюдных гаданий можно провести такой ритуал. Выложить на блюдо разные предметы по числу участников, накрыть платком и встряхнуть.
Затем один из участников, не глядя, должен вынимать предметы из-под платка, в то время как другой, не зная, что именно он вытаскивает, – называть имена присутствующих. Тот, кому, например, достанется монета, в наступившем году разбогатеет; получивший ключ улучшит свои жилищные условия.
Если кому-то досталось кольцо, он должен будет пустить его по полу, чтобы посмотреть, покатится ли оно к двери и стоит ли ожидать свадьбы или дороги.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Гадания
Гадания Гадание о карьереЭтим способом гадают вечером в сосновом бору или дубовой роще.На открытом пространстве сложите костер так, чтобы в центре были сосновые шишки, а вокруг – дубовая кора. Аккуратно разожгите костер, трижды произнесите вслух свое сокровенное
Гадания
Гадания Круг тем, охватываемых гаданиями, практически не ограничен. Среди самых распространенных можно назвать свадебные, новогодние, рождественские и святочные гадания. Не менее популярны расклады на игральных картах. Все эти гадания и многие другие вы найдете на
Карточные гадания
Введение С глубокой древности и до наших дней люди пытаются заглянуть в будущее. Попытки проникнуть в тайны бытия породили огромное количество всевозможных гаданий, которыми пользовались и продолжают пользоваться посвященные, члены тайных обществ и даже мы, простые
Гадания на рунах
Гадания на рунах В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен заглянуть в будущее. И если раньше человек обладал даром предвидения, то жизнь в обществе по разным причинам вынудила его отказаться от многих своих умений или модифицировать их, придав им «более
Языческие гадания
Языческие гадания Гадания для узнавания виновного в краже или преступлении Гадание топором. Это гадание относят к древним. Употребляли его для узнавания виновного в каком-нибудь преступлении или проступке. Вбивали в топор деревянный кол и держали его обеими руками так,
Гадания с зеркалами
Гадания с зеркалами Гадание с зеркалами на вызывание образа будущего жениха. Это хорошо известное из литературы гадание нередко используется и сейчас. Девушка садится в темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь
Святочные гадания
Святочные гадания Гадания в период святок (с 7 по 19 января). Чаще всего гадают в Рождественскую ночь.Гадание (с валенком) на «сторону», в какую выйдешь замуж. Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на
Гадания на костях
Гадания на костях Зары, или кости, – это кубики с нанесенными точками на каждой из шести сторон. Гадание на игральных костях для предсказания будущего старо, как сам мир. Этим увлекались древние египтяне, греки, римляне, даже японцы. Гадальные кости знали африканские
Гадания по дыму
Гадания по дыму Основные характеристики дыма – это цвет, интенсивность, качество и запах. Если вы хотите узнать, что ждет вас в обозримом будущем, обратите внимание на качество дыма. Если дым столбом, ваша жизнь принесет вам приятные изменения, новые знакомства, вы будете
Гадания по огню
Гадания по огню На желание Первый способ. Известен уже много столетий. Он пришел к нам из глубины веков со времен первого празднования дня Ивана Купалы. Способ прост, и все зависит лишь от вашей решимости. Разожгите костер, загадайте желание, ни в коем случае не
2. Гадания
2. Гадания Человек, истинно любящий братьев по вере, не нуждается в гаданиях. «Просите – и получите!» Вера – как меч. Если группа верит в Бога, ежедневно упражняется, осуществляет внутреннюю молитву, то обретает тайноведение. Гадание же (в любой форме), мерзость перед лицом
Гадания
Гадания Во взаимодействии с Миром человек может быть не только пассивной стороной, воспринимающей извне информацию в том или ином виде. Он может также задавать вопросы, вести диалоги, даже полемизировать (конечно, уважительно и с любовью) с Миром. Рассмотрим по порядку.
Кто придумал гадания? Гадания и спиритизм — всеобщая глупость
Кто придумал гадания? Гадания и спиритизм — всеобщая глупость Опыт работы в НИЦ «ЭНИО» позволяет утверждать, что бывает достаточно одного-единственного гадания в детстве на ромашке для того, чтобы исковеркать себе и окружающим всю жизнь! При этом обязательно наступает
Практика гадания
Практика гадания Самый исторически достоверный метод рунического гадания описан римским историком Тацитом в 98 г. н. э. («Германия», глава X). Согласно этому описанию, жрец или глава семейства наносил рунические знаки на палочки, вырезанные из древесины плодоносящего
Образец гадания
Образец гадания В заключение я хотела бы описать один расклад, который я не так давно сделала для женщины по имени Фи. Фи нужно было решить, оставаться ли ей в Лондоне или вернуться в Девоншир. Истинной же темой гадания была дочка Фи, малышка Фрейя, которой в то время
Тексты подблюдных песен
Подблюдные песни — песни, исполнявшиеся в составе святочных, новогодних гаданий. Гадающие, которых должно быть не менее шести, бросали в блюдо с водой какие-то мелкие вещи. Затем блюдо закрывали платком, пели песни, текст которых мы приводим ниже, и после каждой подблюдной вынимали фанты по одному. Текст песни и служил предсказанием. Причем в зависимости от пола и возраста гадающего его трактовка могла меняться.
Песня хлебу (поется в начале гадания)
Уж мы песни поем,
Хлебу честь воздаем!
Хлебу белому долог век,
Жнеям нашим более всех!
Жнеи наши не стареют,
Золотые их серпы не тупеют.
Кому мы спели — тому добро,
Кому вынется, скоро сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
Песня, предвещающая свадьбу
Куют кузнецы золотые венцы.
Молодой кузнец, скуй мне венец —
Ехать под венец.
Млада!
На этом венце я обвенчаюся,
На этом кольце я обручаюся.
Млада!
Кому поем — тому добро,
Правда сбудется, не минуется.
Млада!
Сидит кошечка,
Гладит в окошечко.
Иляля, иляля!
Она скатерки шьет,
За кота замуж идет.
Иляля, иляля!
Песня, предвещающая разлуку и дорогу
Золотая парча
Развевается.
Кто-то в дорогу
Собирается.
Диво!
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Диво!
Лодочка от одного берега отстала,
А ко другому не пристала.
Ай, диво млада!
Кому вынется колечко —
Несчастливо то сердечко.
Ай, диво млада!
Песни, предвещающие бедность
Обулся не так,
Оделся не так,
Заехал в ухаб,
Не выехать никак.
Кому вынется.
Тому сбудется.
Не минуется!
На дубу свинья
Гнездо свила
С поросятами,
С полосатыми.
Ой, ладу!
А чей перстенек —
Того и песенка,
Кому вынется,
Верно сбудется,
Не минуется.
Ой, ладу!
Песни, предвещающие богатство и счастье
Ой, ходил ежик по завалинке,
Диво лель ладу!
Выносил добро на мочалинке.
Диво лель ладу!
Кому песня, тому и добро.
Диво лель ладу!
Тому сбудется, не минуется!
Диво лель ладу!
Летел соловей
Через житенку,
Несет соловей
Жита горсточку.
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.
Катилось, валилось
Одонье ржи,
Погодя маленько—
Скирд овса.
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!
Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
Песни, предвещающие счастье
На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!
Заинька-ковыляинька,
Слава те!
Ковылять тебе
На чужу сторону!
Слава те!
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Медведь- пыхтун.
Слава!
По реке плывет.
Слава!
Кому пыхнет во двор,
Слава!
Тому зять в терем,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Слава!
Материалы по теме
- Старинные святочные гадания: на судьбу, любовь и не только
- Тест. Повезет ли вам в будущем году?
Сегодня читают
Комментарии
- Все комментарии
- О проекте
- Контакты
- Рекламодателям
- Карта сайта
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Copyright (с) 2016-2021 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Воронцева О. А.
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):
Подблюдные песни
Подблю́дные пе́сни — русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику. Наиболее широко распространены на Русском Севере , у русского населения Западной Сибири; зафиксированы также в центральных и южнорусских областях
Практика гаданий с подблюдными песнями почти идентична известным в греческом мире гаданиям на воде клидон .ό κλειδώνας) в день св. Иоанна-Солнцеворота, к которым они скорее всего и восходят[12].
Сходная рождественская игра с элементами гадания — «Золото хоронить». Ее описал Мэтью Гатри (1743—1807), английский врач при русском дворе: девушки становились в круг, водившая прятала золотое кольцо в одежде одной из них, а другие по очереди пытались угадать, где оно; угадавшая, увенчанная цветами, должна была выйти и спросить имя прохожего, остальные все это интерпретировали.
Русские святочные гадания с курами. Лубочная картинка XIX в.
Хлебу да соли слава!
Хлебу да соли
Долог век,
Слава!
Барышне нашей
Более того,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Скоро сбудется,!
Скоро сбудется,
Не минуется,
Слава!
Слава!
К богатству
Ползет ёжик
По завалинке,
Тащит казну
На мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
Летел соловей
Через житенку,
Несёт соловей
Жита горсточку.
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.
Катилось, валилось
Одонье ржи,
Погодя маленько—
Скирд овса.
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!
Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!1.
Кому спели,
Тому добро!
К счастью
На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!
Заинька-ковыляинька,
Слава те!
Ковылять тебе
На чужу сторону!
Слава те!
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Медведь- пыхтун.
Слава!
По реке плывет.
Слава!
Кому пыхнет во двор,
Слава!
Тому зять в терем,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Слава!
К несчастьям
Ходит старушка
Посереде,
На ней сарафан
Весь истрескался,
Изверескался.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Илею, илею!
* * *
1.В русских подблюдных песнях — традиции язычества. Рефрен «Диво ули ладо!» — прославление божества. Слово «див» родственно обозначениям бога в других индоевропейских языках, в русском встречается очень редко и в модификации «диво».
Припевы «Диво!», «Слава, ладо мое!», «Ладу, ладу!» употребляются в песнях, предвещающих богатство и счастье, в припеве белорусских бородных жнивных песен «Дзіва, дзіва мне, маёй барадзе». Ладо — божество, ведающее любовью в календарной и свадебной обрядности. У слова «лад» значение «семейный порядок», «соединение». В этом плане интересны украинские свадебные песни – «ладканки», сопровождающиеся хлопаньем в ладони, припевы «Ладу, ладу!», «Слава! Ой ладо мое!», «Ой, ладу!», «Млада!» в подблюдных песнях, предвещающих свадьбу, «Диво ули ляду!» – вечное девичество, а также припевы «Ой, дид ладо» или «Адным ладам» в хороводной песне «А мы просо сеяли», где наблюдается соединение аграрных и брачных мотивов.
В святочных гаданиях используют подблюдные песни с этим же рефреном, там тоже славят божество, просят лучшей доли. «Ули», видимо, модификация Ильи-пророка.
Исус Христос
У ворот стоит
С скотинкою,
С животинкою.
Ой, Боже,
Кому вынется
Тому сбудется,
Не минуется!
Комар пищит
Коровай тащи́т
Комариха верещит,
Гнездо веников тащит.
Кому вынется,
Тому сбудется
Не минуется.
Слава!
Это гадания. Точнее элемент традиционных русских гаданий на блюдце. Отсюда и название. Причем это гадание не обязательно на смерть, а практически на любое событие.
Как сообщает сборник «Русский фольклор» под редакцией В.П. Аникина:
«Своё название песни получили в связи с игрой, которой сопровождалось гадание. В блюдо каждый играющий клал свой предмет (обычно колечко), затем пелись «подблюдные» песни. Ведущий игру не глядя вынимал из блюда первое попавшее под руку кольцо. Содержание песни относили к тому, чье кольцо оказывалось вынутым. Образ подблюдной песни заключал в себе иносказание, намек, по которому судили о будущем. У песни был обязательный припев, который закреплял гадание.»
Гаданий этих множество. Всех любопытных отсылаю к уже упомянутым «Славянской книге мертвых» и сборнику «Русский фольклор», М., 1984 г., изд-во «Художественная литература». Я также пользовался книгой Е.А. Авдеевой «Записки и замечания из Сибири», 1837 года, и имеющимися в интернете записями фонда ФЭЦ (Фольклорно-этнографический центр).
2.Подблюдные песни и русская культуре
Доказательством огромного влияния подблюдных песен на народное творчество, на народную, а вслед за ней и всю русскую культуру являются многочисленные факты использования, цитирования, переработки подблюдных песен в русской словесности. Да и не только словесности.
К. Брюллов. Гадающая Светлана
Уже в 1808 году В.А. Жуковский в балладе «Светлана» обращается к теме подблюдных песен:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…
За ворота башмачок,
Сняв с ноги бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили С
Снежным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
От романтики любовных баллад подблюдные песни быстро перекочевали в творчество иного толка. В 1824 году будущие декабристы Кондратий Рылеев и Александр Бестужев, выпустили цикл стихов «Подблюдные песни». В них, сохранив форму народного творчества, поэты значительно изменили смысл. Подблюдные песни в их интерпретации это не столько гадания, сколько беспощадные обличения пороков и нравов власти, грозные пророчества и гневные овинения:
1
Слава богу на небе, а свободе на сей земле!
Чтобы правде ее не измениваться,
Ее первым друзьям не состареться,
Их саблям, кинжалам не ржаветься,
Их добрым коням не изнеживаться.
Слава богу на небе, а свободе на сей земле!
Да и будет она православным дана. Слава!
2
Как идет мужик из Новагорода,
У того мужика обрита борода;
Он ни плут, ни вор, за спиной топор;
А к кому он придет, тому голову сорвет.
Кому вынется, тому сбудется;
А кому сбудется, не минуется. Слава!
3
Вдоль Фонтанки-реки квартируют полки
Их и учат, их и мучат, ни свет, ни заря!
Что ни свет, ни заря, для потехи царя.
Разве нет у них рук, чтоб избавиться мук?
Разве нет штыков на князьков-голяков?
Да Семеновский полк покажет им толк.
А кому сбудется, не минуется. Слава!
4
Сей, Маша, мучицу, пеки пироги:
К тебе будут гости, к тирану враги,
Не с иконами, не с поклонами,
А с железом да с законами.
Что мы спели, не минуется ему,
И в последний раз крикнет: «Быть по сему!»
5
Уж как на небе две радуги,
А у добрых людей две радости:
Правда в суде да свобода везде, —
Да и будут они россиянам даны. Слава!
6
Уж вы вейте веревки на барские головки;
Вы готовьте ножей на сиятельных князей;
И на место фонарей поразвешивать царей.
Тогда и будет тепло, и умно, и светло. Слава!
7
Как идет кузнец из кузницы, слава!
Что несет кузнец? Да три ножичка:
Вот уж первой-то нож на злодеев-вельмож,
А другой-то нож — на судей на плутов,
А молитву сотворя, — третий нож на царя!
Кому вынется, тому сбудется,
Кому сбудется, не минуется. Слава!
В интерпретации Рылеева и Бестужева подблюдные песни не только мощное обличение, но и полноценное литературное произведение. Произведение абсолютно самостоятельное, начавшее собственную, долгую жизнь.
Вполне возможно, что помимо Рылеева и Бестужева у цикла были и еще авторы, из кружка декабристов, об этом существуют косвенные показания (напр. Е.П. Оболенского), но интереснее другое. Цикл сразу же ушел в народ, получил широкое распространение, гулял по нему в разных списках и дописках и через какое-то время прочно укоренился в сознании народа как его же творчество:
Уж как шел кузнец
Да из кузницы —
Слава!
Нес кузнец
Три ножа —
Слава!
Первый нож
На бояр, на вельмож —
Слава!
Второй нож
На попов, на святош —
Слава!
А молитву сотворя,
Третий нож на царя —
Слава!
Позднее, оставшийся в живых в ходе репрессий декабристов Бестужев еще вернется к теме подблюдных песен, в частности в написанной им в 1831 году повести «Страшное гадание».
Примерно в то же время, что и декабристы, Александр Сергеевич Пушкин создает гениальный роман в стихах «Евгений Онегин», в котором, в частности упоминает подблюдные песни:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
Шло время и вот уже великий русский драматург Александр Николаевич Островский в комедии 1853 года «Бедность не порок», во втором действии описывает гадание с применением подблюдных песен:
«Входят соседские девушки, их радушно привечают, усаживают. Арина приносит блюдо, покрытое полотенцем — девушки будут петь подблюдные песни, гадать. Барышни снимают кольца и кладут на блюдо; девушки запевают. Разлюляев на словах «К тебе будут гости, Ко мне женихи… Кому вынется — Тому сбудется» вынимает кольцо и отдает Любови Гордеевне.»
Островский вообще очень интересовался народным творчеством. Вершиной этого интереса стала написанная через 20 лет после «Бедности…», пьеса в стихах «Снегурочка». И, хотя она не содержала в себе подблюдных песен как таковых, но вся она была напитана народным творчеством, традициями, мифами, элементами обрядов. Она как бы произросла из народа, но уже на достаточно плодородном слое новой русской культуры. Отходя от народных корней, но будучи при этом в чем-то даже новаторской, она вдохновила двух великих современников, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова на написание великолепных опер.
Ученик Римского-Корсакова, большой поклонник народной музыки Игорь Фёдорович Стравинский уже в 20 веке отдал должное подблюдным песням, включив в цикл для хора a capella «Четыре русские песни», подблюдную песню на народные слова.
Вот краткий обзор использования, заимствования, переработки подблюдных песен в русской культуре 19-20 веков. Зародившись как часть обряда, она использовалась в литературе и музыке для создания лирических и трагических образов, для описания быта, как орудие пропаганды, как инструмент высокого искусства. В народе подблюдная песня жива и поныне, но услышать её в чистом виде можно лишь у бабушек, в глухих деревнях.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Подблюдные песни и гадания. Русские колядки.
ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ И ГАДАНИЯ. РУССКИЕ КОЛЯДКИ
Подблюдные песни входили в круг гаданий и свое название получили от типа гадания. Гадающие, стремясь узнать, что их ждет в наступающем году, собирались вместе, брали блюдо или большую чашку (суповую), клали в нее, снимая с себя, кольца (или другие украшения), наливали чашку водой и покрывали платком. Хор пел песни, а кто-либо один, не глядя, вынимал из чашки положенные туда предметы; чью вещь вынимали, к тому и относили содержание песни.
Пение подблюдных песен начинали со «славы хлебу».
Хлебу да соли долог век, слава!
Государю нашему доле того, слава!
Государь наш не стареется, слава!
Его добрые кони не ездятся, слава!
Его цветное платье не носится, слава!
Его верные слуги не стареюгся, слава!
Прославление хлеба насущного в подблюдных песнях тесно связано с почтительным отношением к зерну и хлебу как к основным продуктам питания, при наличии которых голод невозможен. Из этого возникают и запреты небрежно обращаться с ним (например, бросать его на пол, на землю), и обряды, связанные с ним, использование его для гаданий. Хлеб •—символ благополучия, счастья, богатства. Образ хлеба (хлебных злаков, снопов, теста, каравая, посуды для замешивания теста и т. п.) наряду с образом золота (казны, денег и т. п.) типичен и для подблюдных песен, которые разрабатывали темы богатства, прибыли, удачи в хозяйстве и личной судьбе человека. Так, увеличение богатства предрекала широко распространенная подблюдная песня:
Растворю я квашонку на донышке,
Я поставлю квашонку на столбичке,
Подымайся, тесто, в квашонке,
Ты взойди-ко, тесто, с краями вровень,
С краями вровень, еще сверху того!
Слава!
Благополучие в доме сулила песня:
Мышь по горнице бежит,
Каравай в дом тащит.
Стоит на поле одонья ржи,
Одонья ржи, зерна полна,
Хлеба в закрома пошли.
Образ золота также означал богатство. Такова, например, известная подблюдная песня:
У Спаса в Чигасах за Яузою , слава!
Живут мужики богатые, слава!
Гребут золото лопатами, слава!
Чисто серебро лукошками, слава!
Приведенные образцы подблюдных песен предсказывали богатство, благополучие, удачу, урожай. Наряду с ними исполняли песни о возможном несчастье: смерти, каком-либо бедствии, рекрутчине, службе на чужбине и т. п. О несчастье в доме говорит песня:
Села ворона на матицу
Каркала ворона во всю голову.
В тому дому
Не быть добру.
Группа подблюдных песен о личной судьбе человека широко использует символику образов свадебного обряда и поэзии или рисует реалистическую картину сватовства, счастливой жизни. Такова подблюдная:
Пришла корысть на двор, слава!
Корысть на двор, женихи за стол, слава!
Сватовство же предсказывала песня:
Сей, мать, мучицу, пеки пироги.
К тебе будут гости, ко мне женихи.
Стоит корыто, корытом покрыто, —
Кому станется, тому сбудется.
Такова песня, использующая типичный в загадках образ дороги- полотенца:
Полотенце далеко расстилается, —
Кому станется, тому сбудется.
Использование аллегорических вопросов и образов загадок в отдельных случаях приводит к варьированию истолкования смысла исполняемых подблюдных песен. Огромное же большинство текстов имело постоянный, совершенно определенный смысл, ясный для участников подблюдного гадания.
Поэтические образы большинства подблюдных песен возникают на основе конкретных представлений об источниках благополучия крестьянского хозяйства как реалистическое описание желаемого события. В отдельных песнях образ связан с суеверными представлениями, жившими в сознании человека феодально-крепостнической России. Но нет ни одного образа, который не имел бы органических связей с экономикой и сознанием трудового населения.
РУССКИЕ КОЛЯДКИ
Термин «коляда», так же как самое название обряда «колядование», по своему происхождению связан с годовым счетом времени — календарем. Пением коляды и обрядом колядования начинали год. Эта терминология является общей у всех славянских народов («коленда» и т. д.), что свидетельствует о древности обычая новогодних пожеланий. Помимо общеславянской терминологии, в обозначении новогодних песен есть термины национальные (например, у русских «овсень»). Обряд колядования у русских, зафиксированный записями XIX в., сохранил основные черты, которые отмечали еще запретные документы в XVI—XVII вв.
Новогодняя песнь, исполняемая во время обряда, называется «овсень»; это наименование связано с древнерусским названием января «просинец». Это — заклинательная песня, исполнявшаяся во время зимнего возрождения солнца. Овсе- нями величали семью, желали ей богатства и благополучия и требовали награду за эти пожелания. Требование награды за предсказание удачи семье во многих случаях пелось как отдельная овсеневая песня. Характерный тип величальной колядки- овсеня следующий:
Коляда, коляда!
Пришла коляда накануне Рождества;
Мы ходили, мы искали коляду святую
Нашли коляду у Петрова-то двора;
Петров-то двор — железной тын:
Середи двора три терема стоят,
Во первом терему светел месяц,
А в третьем терему частые звезды:
Светел месяц Петр сударь, свет Иванович;
Красно солнце Анна Кириловна;
Частые звезды — то дети их.
На долги веки, на многие лета!
Пожелание, заключающее песню, часто заменялось требованием подаяния. Например:
Вы скажите, прикажите,
Не дадите пирога —
Мы корову за рога.
Со стола-то пирога,
Из коника прасука.
В русских колядах особенно развито пожелание крестьянину хозяйственного благополучия, которое раскрывается в картинах сказочного урожая, необычайно большого стада и т. п. — того, что хотели иметь и о чем мечтали в дореволюционной нищей деревне. Колядующие пели, что «у Петра на дворе» ласточка свила гнездо (по поверью ласточка приносит счастье) и
Они на реку идут, все помыкивают.
Говоря об урожае, колядующие пели:
А дай бог тому,
Хто в этом дому,
Рожь ужиниста:
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог! .
«колосом колосистым с зерном зернистым», сеять рожь, чтобы она «родилась, на гумно свалилась», — типичные черты русских овсе- ней.
Наряду с пожеланиями богатого урожая, увеличения скота и т. п. в овсенях высказывалось пожелание долголетия, счастливого брака, семейного счастья, большого потомства. Эти пожелания почти всегда адресовались к главе семьи, задумавшему женить сына или выдать замуж дочь (см.: «Ему пиво варить, ему сына женить»); колядка при этом не превращалась в песню, адресуемую отдельно к какому-либо члену семьи.
В севернорусских областях особый тип новогодних поздравлений-пожеланий заменен пением разных песен, преимущественно свадебных, с характерным для северных величаний припевом «Виноградье красно-зелено мое!» (отсюда название «виноградьями» северных новогодних песен, исполняемых колядующими). Перенесение отдельных свадебных величаний в обряд колядования привело к тому, что в северной редакции новогоднего обряда появился обычай славить членов семьи так, как это делается во время свадебного пира (см. главу «Свадьба»).
Особую группу среди новогодних песен представляют шуточные песенки — «потешки», вошедшие в обряд колядования из детского фольклора. Эти потешки, известные как песенки, которыми развлекали маленьких детей, по всей видимости, были перенесены в празднование нового года детьми, также ходившими колядовать. По содержанию «потешные» колядки никакого отношения к новогодним празднествам не имеют. Потешки представляют собой цепочку вопросов и ответов.
Где была?
— Коней пасла.
А где кони?
— За воротами.
А где ворота?
— Водой снесло.
— Сено косить.
Зачем сено косить?
— Коров кормить.
Зачем коров кормить?
— Молоко доить.
Существенной особенностью русских колядок является то, что они содержат сугубо земные образы труда и быта и не знают изображений бога, Христа, богоматери, святых, которые так часто встречаются в новогодней поэзии разных народов.
Реалистическое содержание овсеней явилось выражением общего характера русской аграрной обрядности, чуждой церковного мистицизма; характер этот укрепился в результате противодействия крестьянства политике средневековой русской церкви, возглавившей идеологическую борьбу с искусством трудового народа.
Подблюдные песни и колядование из всех новогодних обрядов имеют наибольший интерес для фольклориста. Другие обряды (гаданье, ряженье, игрища и пр.) всецело относятся к области этнографии и истории религии. Эта группа обрядов, так же как и подблюдные песни и овсени, отчетливо выражает нужды крестьянского хозяйства, разрабатывает аграрные темы, содержит элементы «магии первого дня», постепенно изживаемой с преодолением религиозного мировоззрения.
Подблюдные песни
Подблю́дные пе́сни — традиционные русские народные песни, сопровождавшие святочные гадания. Имели важное ритуальное значение.
Содержание
Тексты и правила
По воспоминаниям Е.Авдеевой можно узнать как гадали в начале ХIХ века в Сибири:
Для начала собирали кольца, запонки, сережки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою. Нарезав маленькими кусочками хлеб, его клали сверх салфетки. Сначала пели песню «Хлебу и соли слава!» и брали кусочки. Потом ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Потом пели песни. По окончании каждой из них трясли блюдо, и один ловил, что попадалось, по одной вещице. Владелец вещи по песне определял, какая судьба ему нагадалась |
Хлебу да соли слава!
Хлебу да соли Долог век, Слава!
Барышне нашей Более того, Слава!
Кому мы спели, Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Скоро сбудется,!
Скоро сбудется,
Не минуется,
Слава!
Слава!
К богатству
Ползет ежик
По завалинке,
Тащит казну
На мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
Летел соловей
Через житенку,
Несет соловей
Жита горсточку.
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.
Катилось, валилось
Одонье ржи,
Погодя маленько—
Скирд овса.
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!
Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
К счастью
На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!
Заинька-ковыляинька,
Слава те!
Ковылять тебе
На чужу сторону!
Слава те!
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Медведь- пыхтун.
Слава!
По реке плывет.
Слава!
Кому пыхнет во двор,
Слава!
Тому зять в терем,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Слава!
К несчастьям
Ходит старушка
Посереде,
На ней сарафан
Весь истрескался,
Изверескался.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Илею, илею!
См. также
Ссылки
- И.Стравинский. Четыре русские крестьянские песни — Подблюдные. (ред. 1917-54). Хоровой ансамбль Кантилена. Дирижер Роман Моисеев.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Подберезье (Сычёвский район)
- Подболотов
Смотреть что такое «Подблюдные песни» в других словарях:
ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ — песни, сопровождающие гадания; жанр русского фольклора … Большой Энциклопедический словарь
подблюдные песни — в русском фольклоре песни, сопровождающие святочные гадания: песни «под блюдо», куда клались в воду кольца и другие украшения гадающих. * * * ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ, песни, сопровождающие гадания; жанр русского фольклора … Энциклопедический словарь
подблюдные песни — песни, сопровождающие гадания; жанр рус. фольклора. (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Подблюдные песни — народные песни, связанные со святочными гаданиями. Название объясняется тем, что под пение П. п. из блюда или чаши с водой наугад вынимали кольцо или другую вещь, принадлежавшую кому либо из участников гадания. Содержание исполняемой в… … Большая советская энциклопедия
Подблюдные песни — песни, исполнявшиеся в составе святочных, новогодних гаданий. Осн. тип гаданий состоял в том, что участники складывали в блюдо свои кольца, серьги и др., закрывали платком; пели коротенькие песни, по окончании каждой вынимался чей то фант:… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ — ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ, в русском фольклоре песни, входившие в круг святочных гаданий, песни «под блюдо», куда клались в воду кольца и другие украшения гадающих. Содержание П. п. толковалось как предречение судьбы: «Бежит бобер за куницею» (к… … Литературный энциклопедический словарь
Песни — бурлацкие, застольные, колыбельные, народные, подблюдные, солдатские, военные: см. Лирика и Русская песня … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Колыбельные песни — песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, а также регулировать движение колыбели. В связи с этим вторым своим назначением колыбельные песни … Литературная энциклопедия
СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Каждый вечер устраивались… … Русская история
Бедность не порок — Гордым Бог противится Жанр: комедия Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1853 … Википедия